А ВЫХЛОП ЗДЕСЬ ТИХИЙ

Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с ситуацией, которую широкие народные массы окрестили обобщенным термином «глушитель пробило». Чтобы ушлые сервисмены не запросили лишнего, стоит иметь представление о нюансах «жизни» глушителя.

Неприятности, случающиеся с выхлопной системой авто, происходят по разным причинам. Самая распространенная — коррозия. И дело тут не только в химикалиях, которые зимой в избытке разбрасывают по улицам дорожники. Даже в процессе сгорания идеально чистого от всяческих примесей и хитроумных присадок бензина образуются соединения, обладающие кислотными свойствами. Высокая температура многократно увеличивает их активность. Система выпуска выхлопных газов авто в отличие от деталей двигателя не смазывается моторным маслом, в котором обязательно присутствуют антиокислительные ингредиенты. Таким образом, ржавчина атакует «глушак» и снаружи, и изнутри. Второй разрушительный фактор — механические воздействия на детали выхлопной системы: удары о всевозможные кочки, бордюры и тому подобное. Стоит заметить, что выпускные коллекторы иномарок частенько трескаются. При этом трещина в коллекторе отечественного авто — явление достаточно редкое. Еще одна из распространенных причин визита к специалистам по глушителям — последствия непрофессионального ремонта. Дело в том, что правильно установленный выхлопной тракт должен слегка болтаться на «пружинках и резинках» своей подвески к кузову. Это необходимо, чтобы компенсировать рывки и вибрацию двигателя относительно корпуса авто. Неправильно (жестко) установленную после ремонта выхлопную систему двигатель довольно скоро поломает в самом ослабленном месте.
Приведение в порядок выпускной системы своей машины дешевле всего обойдется владельцам отечественных авто. Так, например, при замене всего тракта на заднеприводном вазовском автомобиле затраты на приобретение новых запчастей вполне могут уложиться в 2000 рублей. Работа по их установке в недешевой мастерской — еще примерно во столько же, а рукастый сосед по гаражному кооперативу скорее всего возьмет за эту услугу в разы меньше.
Обладатели иномарок раскошеливаются на заметно большие суммы, даже когда оснащают свои «самобеглые коляски» неоригинальными запчастями. Выхлопной «неоригинал» на российский рынок поставляют десятки производителей. Цены на такие запчасти для иномарок сильно варьируются в зависимости от бренда производителя, качества и сложности каждой конкретной детали. Так, например, «бочку» для старенькой Volvo 240 можно приобрести за 1500 рублей, а аналогичную деталь для свежей BMW 525 — уже за 6000. За такую деталь на массовую подержанную иномарку класса VW Golf, Passat просят около 1,8—2,5 тысячи рублей. Так, задняя часть глушителя для Opel Vectra 2000 года выпуска производства фирмы «Atiho» стоит 2500 рублей. Для Honda Civic 1995 года — 1800.
Одна и та же «бочка» может быть изготовлена из разного материала, что сильно влияет на цену. Самые дешевые детали изготовлены из обычной стали и не имеют никакого защитного покрытия. Устанавливая такой глушитель на авто, не удивляйтесь, что при активной езде он может выйти из строя уже месяцев через восемь. Раза в полтора дороже детали, покрытые алюминием. Такое изделие прослужит уже 2—4 года. Самый дорогой материал — нержавеющая сталь. Детали из нее как минимум вдвое дороже, чем из алюминизированного железа. Выбрав детали из такого материала для установки на свое авто, о проблемах с «выхлопухой», по утверждениям сервисменов, можно забыть лет на десять.
Так называемая гофра — гибкая вставка в выпускном тракте — стоит 500—1800 рублей в зависимости от конструкции и размеров.
На размер суммы, которую придется отдать сервису за работу, сильно влияет наличие сложностей, обусловленных спецификой конкретной модели авто. Полноприводные (особенно рамной конструкции) автомобили порой требуют от мастеров обезьяньей ловкости при работе с «болгаркой» или сварочным полуавтоматом. Так, если владелец легковушки за работу по замене глушителя заплатит около 600 рублей, а резонатора — примерно 800, то обладатель полноприводного авто расстанется с суммами, в полтора раза большими. Турбина, установленная на двигателе, доставит дополнительные сложности при ремонте приемного коллектора или катализатора отработавших газов. Вместо примерно 1500 рублей за работу с каждой из этих деталей придется выложить уже около 2500. Специалистам по ремонту глушителей по большому счету неважно, шильдиками какого производителя украшен автомобиль, с которым предстоит работать, — профи справится почти с любым. Почти — потому что не у всякого авто ремонт выпускного тракта возможен без демонтажа двигателя, производить который не всякий неавторизованный сервис возьмется. Особенно любят такие конструкции французские автостроители. Подобного обращения требуют и некоторые немецкие модели.

КСТАТИ
Собственно ремонту, а не замене чаще всего подлежат трубы, а не глушители и резонаторы, которые сервисмены для простоты зовут «бочками» или «банками». Например, если проржавел глушитель, его надо менять на новый, а пришедший в негодность участок трубы вполне достаточно вырезать и вварить свежий, оставив в покое остальную ее часть. Кстати, сервисмены особенно рекомендуют поступать так владельцам иномарок, мотивируя тем, что «родное» железо надежнее «ремонтного». Для отечественных авто, учитывая относительно невысокую стоимость запчастей к ним, морока с ввариванием кусков труб не имеет финансового смысла.