ЖДИТЕ ОТВЕТА...

Хуже всего, как известно, ждать и догонять. А вот покупателям нового автомобиля ждать, как правило, недосуг. Но российским — приходится. Чем же вызвано томительное ожидание и как с ним бороться?

Решившись на покупку нового авто, покупатель желает получить за свои деньги, что называется, все и сразу. Однако желание зачастую не совпадает с возможностями: даже располагая необходимой суммой, в нашей стране сразу же получить вожделенное средство передвижения, как правило, невозможно. Причины две: либо данной модели у дилера нет вообще, либо есть, но не в той комплектации, которая устраивает клиента.
Прежде всего в разряд дефицитных попадают машины, выпускающиеся менее одного года, либо бестселлеры рынка (естественно, мирового, европейского). В первом случае вполне объяснима крайняя осторожность дилеров при составлении заявок на поставку автомобилей. Неизвестно ведь, как воспримет российский потребитель новинку, а план продаж надо будет выполнять… Кроме того, поставки обычно квотируются производителем, то есть на каждую страну за определенный период выделяется определенное количество автомобилей. Подобная политика ясна — раздать «всем сестрам по серьгам» и в то же время сделать акцент на важных для компании рынках. Например, просит дилер 500 автомобилей, а производитель согласен выдать только 300. Менять количество выделенных авто — значит, менять планы автозавода. А это ему невыгодно, а порой и невозможно из-за специфики техпроцесса сборки автомобилей.
В случае с бестселлерами все еще сложнее. Дело в том, что дилеры (по сложившимся на автомобильном рынке правилам) не могут просто увеличить заказ на какую-то наиболее популярную модель. Доля каждой машины в общем объеме продаж должна соответствовать прогнозу и плану дистрибьютора. Увеличение поставок той или иной модели, наиболее востребованной на рынке, может происходить при условии пропорционального увеличения поставок, а значит, и продаж остальных моделей. Иными словами, хочешь получить
10 автомобилей модели «Х» — будь добр, продай 5 машин модели «Y». В то же время планирование спроса на длительный срок — нелегкая задача. Автомобильный рынок особенно чувствителен к колебаниям основных мировых валют (доллар, евро, иена и рубль), к различным заявлениям о возможности повышения пошлин, таможенных ставок и т.д. С другой стороны, автомобиль — продукт достаточно дорогой. Следовательно, затоваривание склада может привести к замораживанию средств и к серьезным финансовым потерям дилера.
В дефиците оказываются вовсе не самые дорогие комплектации, а скорее все то, что отходит от среднестатистических величин и общепринятых понятий. Поэтому заказчик, желающий салон, обитый шкурой леопарда, и покупатель, твердо решивший купить абсолютно пустой базовый автомобиль, находятся примерно в одинаковых условиях.
Дело в том, что дилер должен заказать машину у производителя заранее и, следовательно, выбирает комплектацию на основании собственных представлений о спросе (читай — на свой страх и риск). Обычно клиент по предложению продавца выбирает машину «со склада». Если покупателя не устраивает предложение дилера, продавец уточняет его требования и начинает поиск нужного автомобиля среди машин, имеющихся на региональных складах производителя за пределами России. Если там не оказывается требуемого авто, менеджер рассматривает список заказанных дилером машин, которые в настоящий момент производятся или доставляются в нашу страну. Если и среди этих автомобилей нет подходящего, дилер оформляет заказ на индивидуальную комплектацию и направляет его на завод-изготовитель.
Что делать? Самый простой путь сокращения ожидания до минимума — взять то, что есть в шоу-руме (или на складе) дилера. Свою яркую индивидуальность при этом вы, конечно, не проявите, зато сможете сесть за руль достаточно скоро.

НАША СПРАВКА
Сегодня лидерами в разряде «Автодефицит» являются Honda Civic 5D (срок клиентского ожидания составит больше года), Nissan Qashqai (сегодня вас запишут в лучшем случае на май будущего года), Ford Focus и Mazda3 (заказы принимаются на январь 2008-го).
Даже такие «бюджетные» авто, как Daewoo Nexia и Hyundai Accent, покупателю придется ждать не меньше месяца.