«МЕЛКИЙ» РЕМОНТ

Скутер — не средство передвижения,
а двухколесный источник драйва. Так считает большинство владельцев этих немудреных аппаратов, стаями появляющихся на городских улицах в перерывах между холодными временами года. Исходя из такого посыла,
эта мототехника в большинстве случаев
и эксплуатируется по принципу: едет — и ладно.

Как показывает практика, именно наплевательское отношение к состоянию своего скутера — источник неплохих доходов специалистов по ремонту скутеров.
Так уж сложилось, что на российских дорогах видны в основном мотороллеры родом из Страны восходящего солнца и Поднебесной. «Европейцев», таких как «Aprilia», «Malagutti», «Peugeot», «Gilera», встретить на порядок сложнее. Дело в том, что такие детали, как поршневая группа, части вариаторной КП и подвески скутера, являются, исходя из опыта реальной эксплуатации, по сути, расходными материалами. Если мерить по автомобильной «шкале пробега» — конечно. Основная часть парка скутеров импортного производства попадает в Россию уже в состоянии б/у. Для поддержания их в рабочей кондиции требуются запчасти. К японским аппаратам их в избытке производят в Корее, Китае и на Тайване. Уровень цен, само собой, у этой категории товаров вполне «бюджетный». Для «европейцев»
запасные части делают в Европе. С соответствующими ценниками. Купили вы двухколесную бэушную европейскую «игрушку», к примеру, за 30 000 рублей.
Лихо отъездили сезон — потребовалась переборка двигателя. Обращаетесь в мастерскую, а там сообщают, что одна только покупка деталей облегчит кошелек ездуна тысяч этак на пятнадцать. Причем запчасти придется заказывать и ждать их прибытия пару-тройку недель (в лучшем случае). При этом аналогичная операция на японском аппарате при самом разорительном сценарии потребует около 5000 руб.
И никаких ожиданий доставки заказа. Зная это, перестаешь удивляться засилью «азиатов» на дорогах.
Японский «скутерпром» представлен в России в основном тремя марками: «Yamaha», «Suzuki» и «Honda». Стоит сразу сказать, что «родных» — японских — запчастей к японским мотороллерам в Москве не найти. Есть только корейско-китайские. По словам мастеров, в случае любого ремонта предпочтительнее использовать еще «живые» подержанные японские детали и агрегаты, снятые с разобранного скутера, чем новый «неоригинал». Другое дело, что отыскать эти самые японские б/у-запчасти — дело малоперспективное, но все-таки, а вдруг... От страны происхождения «неоригинала» зависит и его качество. Тайваньские запчасти лучше китайских, но хуже корейских.
По мнению сервисменов, самые «крепкие» модели скутеров выпускает «Yamaha». Они же самые дорогие на рынке б/у. Среди конструктивно слабых мест можно назвать только «слабые» амортизаторы. Они сравнительно быстро выходят из строя. Кроме того, конструкция скутеров этой марки — опять же по сравнению с конкурентами — менее ремонтопригодна. Чаще всего мотороллеры «Yamaha», как, впрочем, и аппараты всех других марок, оказываются в сервисе по вине самих владельцев. Первая группа поломок вызывается использованием неподходящего или «левого» масла. По принципу: что есть под рукой, то и льем. Другая причина — несвоевременная смена воздушного фильтра. Или полное игнорирование ездоком сей операции. Хотя производить ее при езде по городу необходимо не реже, чем каждые 500 км пробега. Если же скутер колесит по пыльным деревенским проселкам, то менять фильтр необходимо чаще — уже после 200 км пробега. Результатом как «масляных», так и «воздушных» неурядиц становится переборка цилиндро-поршневой группы. В особо запущенных случаях придется приплюсовать еще и замену коленвала с сальниками и подшипниками. Поскольку запчасти для моделей «Yamaha» самые дорогие среди остальных «железяк» для «японцев», лечение двигателя может обойтись почти в 6000 рублей. Несмотря на вышеописанные «ужасы», среди общей массы ремонтируемых скутеров доля этих «японцев» не превышает 5%.
На втором месте по надежности стоят мотороллеры «Honda». Примерные оценки сервисменов определяют их долю в 30%. Одно из их слабых мест — масляный насос. На 80% мотороллеров этой марки течет его сальник. Внешне это проявляется в растекающихся по внешним поверхностям масляным «ручьям». Лечение — демонтаж узла и замена сальника. Стоит такая операция 700—800 рублей. Другая ахиллесова пята «Honda» — забивающийся несгоревшими фракциями топливной смеси глушитель. Симптом: при отрегулированном зажигании и карбюраторе двигатель не заводится или работает крайне неустойчиво. Для устранения проблемы глушитель приходится демонтировать и паяльной лампой «дожигать» отложения. После этого волей-неволей приходится заново красить деталь. Приведение «глушака» в порядок оценивается примерно в 1000 рублей. Редко, но все же случаются на скутерах «Honda» проблемы с подшипниками коленвала. Решение этой проблемы облегчит карман владельца на сумму, равную 2000 рублям как минимум.
На последнем месте по надежности, но на первом по доступности запчастей стоят скутеры «Suzuki». По мнению сервисменов, конструкция их двигателей такова, что если в нем выходит из строя один узел, то вслед за ним, как в случае с карточным домиком, ломаются еще несколько. Опыт показывает, что почти любая проблема с двигателями этих мотороллеров оборачивается чуть ли не капремонтом. В карбюраторах описываемых скутеров, как ни странно, не предусмотрены регулировочные винты. Чтобы настроить «карб», приходится заниматься его полной переборкой. Ремень вариатора почему-то изнашивается очень быстро по сравнению с аналогичными устройствами конкурирующих фирм. Конструкция системы подачи масла также не самая удачная — шестерня привода масляного насоса выполнена из пластика. Что может произойти с такой деталью в горячем двигателе, да под достаточно заметной нагрузкой, объяснять не приходится. Еще одна претензия мастеров к марке — компоновка катушки зажигания в неразборном блоке с коммутатором. Если из строя вышло что-то одно, менять приходится весь блок целиком.
Грамотный ремонт двухколесной техники, даже приобретенной для развлечения, — дело не такое простое, как может показаться. Это вам не какой-нибудь мопед системы «Верховина». Подходить к ней нужно подковавшись технически и информационно. Крайне не рекомендуется обращаться за помощью к гаражным мастерам из соседнего подъезда. Не надо гнаться и за дешевизной. Неквалифицированно произведенный ремонт заставит раскошелиться потом еще не раз и не два, не говоря уж про моральный урон.
Оказавшись в скутерном сервисе, прежде всего присмотритесь к его сотрудникам. Слушайте сервисменов и смотрите по сторонам: если возникнет впечатление, что перед вами «надувают щеки», или потянет до боли знакомым душком разгильдяйства, переходящего в халтуру, имеет смысл поискать другое место, где ремонтируют скутеры. Благо сейчас практически в любом крупном городе дефицита таковых не наблюдается.

Примерная стоимость ремонта узлов и агрегатов скутера
Наименование операции Цена (руб.)
Замена ремня, грузиков вариатора
и смазка механизма кик-стартера 800—1500
Замена цилиндро-поршневой
группы 2500—2800
Замена коленвала 3500—4000
Полная переборка двигателя 5000—7000
Чистка и регулировка карбюратора 500—1000
Пайка пластика (за сантиметр шва) 250—400
Прочистка глушителя 1000—5000
Правка вилки 1500—2000
Замена тормозных колодок:
передние/задние 450/ 550
Замена воздушного фильтра 250