Шпионские страсти — и не только

Сезон подошел к экватору, а лидеры — «McLaren» и «Ferrari» — сражаются не только на трассе, но и в судах.

Мало того что практически каждый Гран-при сезона-2007 напоминает сюжет хорошо закрученного детектива…

История с настоящим, а не придуманным криминальным оттенком разгорелась за пределами гоночных трасс. В то время как Хэмилтон, Алонсо, Райкконен и Масса меряются силами в гонках, продолжает набирать обороты шпионский скандал вокруг «Ferrari», в который очень быстро оказалась втянутой и команда «McLaren». При обыске в доме генерального конструктора «McLaren» был обнаружен «феррарийный след»: около 800 страниц конфиденциальной технической информации из Маранелло…

Настолько лихо закрученного сюжета «Формула-1», наверное, не знала с уже ставших доисторическими времен, когда в гонках Гран-при выступали такие персонажи, как Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике… Быть может, нынешняя четверка — Хэмилтон, Алонсо, Райкконен, Масса — и не являет собой столь богатый набор ярких и харизматичных личностей, однако, как это бывало около двадцати лет назад, «McLaren» и «Ferrari», то одна то другая, тянут чемпионат в свою сторону. При этом в парах пилотов до сих пор явно не определено, кто является первым номером, а кто будет опущен ниже плинтуса. То есть, по сути, на титул по-прежнему претендуют четыре гонщика. Кими Райкконен, которого уже почти выкинули на помойку формулической истории, одержал две победы подряд, а Льюис Хэмилтон получил щелчок по носу.

В Маньи-Куре и Сильверстоуне Кими Райкконен и Фелипе Масса разгромили своих ближайших соперников из «McLaren». С одной стороны, это связывают с тем, что команда снова запустила в работу свою аэродинамическую трубу после поломки металлической бегущей дорожки некоторое время назад. По крайней мере хронологически спад команды совпал с предполагаемым отказом тоннеля. Кстати, недавно на автомобилях из Маранелло появился новый аэродинамический элемент в виде пластин-«ушек» в верхней части монокока.

Также нельзя не отметить тот факт, что 27-летний Кими Райкконен, похоже, окончательно адаптировался в команде, что отмечают не только сторонние наблюдатели, но и, к примеру, личный гоночный инженер финна.

Возрождение Райкконена произошло ровно в тот момент, когда начала обсуждаться кандидатура ему на замену.

Кстати, не будем забывать, что, по условиям контракта с «McLaren», который истек только по окончании 2006 года, Райкконен не мог приступить к работе на тестах в новой команде. Возможно, этой пары месяцев и не хватило, чтобы быстро войти в колею по ходу сезона.

Не блестяще обстоят дела у Фернандо Алонсо. Вместо того чтобы прийти «в белых перчатках» в прогрессирующий «McLaren» и с ходу одержать третью победу в чемпионате, испанец встретил напарника-диверсанта, который норовит стать чемпионом сам. 25-летний Алонсо уже заявил, что для него не станет концом света, если он не выиграет третий подряд чемпионат мира в этом году.

А вот Льюис Хэмилтон, наоборот, лучится от ощущения полного комфорта. Недавно афробританец заявил, что всю сознательную жизнь мечтал выступать за эту команду, даже не думает уходить куда-либо еще и… просит прибавки к зарплате. Сейчас Льюис ездит за команду практически задаром, зарабатывая, по слухам, всего 300 000 долларов в год, плюс бонусы за очки. В переговорах речь идет о дополнительных трех миллионах долларов.

На гонке во Франции 1 июля «Ferrari» вновь активно включилась в борьбу за первые места. Кими Райкконен и Фелипе Масса финишировали практически вплотную друг за другом, Хэмилтон отстал от них более чем на полминуты. Судьба первого места решилась на втором пит-стопе между двумя Ferrari. До остановки лидировал обладатель поул-позиции Фелипе Масса. Он заехал на дозаправку раньше своего напарника и по возвращении увяз в трафике, тогда как Райкконен взвинтил темп и вернулся со своего более позднего пит-стопа впереди Массы. Фернандо Алонсо из-за поломки машины в квалификации стартовал только с десятого места. Он относительно легко прорывался вперед, пока не уперся в Renault Джанкарло Физикеллы и BMW Ника Хайдфельда, с которым с переменным успехом сражался на границе очковой зоны. В итоге он остался все-таки позади них, на седьмом месте.

Гран-при Великобритании, состоявшийся через неделю на автодроме Сильверстоун, снова завершился победой Райкконена, правда, на сей раз дубля не получилось. Второе и третье места на подиуме достались гонщикам «McLaren». Завоевав поул на родине в Сильверстоуне, Льюис Хэмилтон стал национальным героем. Он ушел в гонку лидером, но ему предстояло сделать довольно ранний пит-стоп. К тому же во время пит-стопа Хэмилтон совершил ошибку: тронулся с места слишком рано, когда заправочный шланг еще находился в горловине бензобака. Дальше пошла игра на затягивание пит-стопа: в первой серии дозаправок Алонсо протянул дольше и пролидировал до второй серии заездов в боксы, когда его тем же оружием побил Райкконен. Фелипе Масса был сразу поставлен в положение хуже некуда. На старте у бразильца заглох двигатель, и ему пришлось стартовать с пит-лейна. Масса героически пробивался вперед и финишировал на пятой позиции.

Бразилец не преминул заметить, что «Ferrari» должна сконцентрироваться на надежности F2007. В свою очередь, руководитель «McLaren» Рон Деннис отметил, что его команда допустила ошибку в выборе типа шин для Льюиса Хэмилтона, из-за чего тот не смог соперничать с Кими Райкконеном и Фернандо Алонсо. Сам Хэмилтон покинул Сильверстоун явно разочарованным. Дай бог, чтобы подобное разочарование было для Хэмилтона самым крупным… Особенно в свете того, что его любимый «McLaren» стоит перед угрозой наказания — от лишения очков до полного исключения из чемпионата.

Еще несколько недель назад казалось, что шпионские скандалы лишь добавят перцу в ход сезона, но неправдоподобная история о саботаже выглядит все более реальной.

Все началось с того, что в мире «Формулы-1» поползли слухи о том, что один из старейших сотрудников «Ferrari» Найджел Степни причастен к саботажу: за несколько дней до Гран-при Монако в топливных баках болидов Райкконена и Массы якобы было зафиксировано появление некоего белого порошка. Позже поползли слухи, что у одного из высокопоставленных сотрудников «McLaren» найдены документы «Ferrari». Этим персонажем оказался Майкл Куглан… генеральный конструктор «McLaren». Опять-таки достаточно правдоподобная «связка», ведь Куглан и Степни знакомы уже семнадцать лет, одно время они работали вместе в «Benetton», а в начале 90-х — в «Ferrari».

Тем временем пока дело рассматривается по отдельности в итальянском и британском судах, ФИА приняла решение о проведении собственного расследования. Макс Мосли заявил, что он не исключает возможности применения штрафных санкций к «McLaren», если все-таки выяснится, что она воспользовалась информацией «Ferrari». «McLaren», естественно, все отрицает и все валит на Куглана, который, кстати, отстранен от работы, в то время как и Степни, естественно, уволен из «Ferrari». Команда выразила готовность содействовать расследованию ФИА и доказать, что документы были в распоряжении только одного служащего команды, причем неофициально, и ни одного элемента не было использовано для создания машин «McLaren».

А вот юристы «Ferrari» полагают, что не все так просто, и в документы, якобы присланные Степни, сумел сунуть свой любопытный нос не один сотрудник «McLaren». Возможно, именно знакомство с конфиденциальной информацией и объясняет «прицельность» удара «McLaren» в адрес конструкции днища Ferrari: команде пришлось изменить конструкцию днища и уступить инициативу в чемпионате. Кстати, и Майкл Куглан заявил под присягой, что в курсе «секретных материалов» был не только он…

У этой медали есть и еще одна сторона. Дело в том, что оба, и Степни и Куглан, были, мягко говоря, не совсем довольны собственным положением в своих командах. Оба специалиста и просто старых приятеля встречались в конце апреля и были замечены в переговорах с Ником Фраем из команды «Honda». По слухам, за Степни в «Honda» были готовы отправиться и другие сотрудники из Маранелло. Вспыхнувший скандал — весьма удобный способ для обеих команд остановить утечку мозгов. Ведь, по сути, обоим специалистам выписан «волчий билет».

Даже если их невиновность будет доказана, навряд ли теперь их возьмут в другую команду «Формулы-1». По крайней мере Ник Фрай успел откреститься от обоих.

Уже в который раз можно сказать, что последствия ухода Михаэля Шумахера из «Формулы-1» продолжают проявляться. Отсутствие Красного Барона нарушило равновесие не только на трассе, но и за ее пределами. При всем при том, что Михаэль был «всего лишь» очень хорошим гонщиком, он умел консолидировать вокруг себя настоящую боеспособную команду, которая начала разваливаться сразу после его ухода…