БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ

Радужные перспективы по сбыту коммерческого транспорта в России подвигли многих автопроизводителей занять более активную позицию в сегменте коммерческих машин, что и было ими продемонстрировано на прошедшей международной выставке «Интеравто-2007».

В нынешнем году под коммерческую технику на «Интеравто-2007» отвели целый павильон, хотя на предыдущих мотор-шоу грузовики ютились по темным павильонным закоулкам или на открытых площадках. Сейчас приоритеты сменились, «коммерсанты» наравне со всеми участниками выставочного действа встали под крышу и обзавелись полноценными стендами.

Пытаясь опередить всех и вся, компания «Ford» по уже сложившейся традиции созвала журналистов на свой стенд в 8.30 утра в день открытия выставки. К слову сказать, уже в этот ранний час на подъездах к «Крокус Экспо» было не протолкнуться. Однако вернемся к «Ford».

Его представители официально заявили, что направление коммерческой техники в России компании очень интересно, в связи с чем принято решение о расширении модельного ряда продаваемых у нас грузовиков. Таких, например, как Ford Cargo. Это настоящий магистральный тяжеловоз, на шасси которого можно установить и самосвальный кузов, и бензовозную цистерну, и пусковую ракетную установку. Хотя последнее сделать вряд ли дадут наши военные. По техническому оснащению Ford Cargo на все сто отвечает такому устоявшемуся понятию, как европейское качество. Правда, авангардно-холеный экстерьер Ford Cargo может вступить в диссонанс с неприглядными трудовыми буднями наших шоферов. Но эта маленькая неувязочка вряд ли хоть как-то отразится на количестве будущих продаж машины. Уже в 2007 году планируется продать порядка 800 тяжеловозов.

Помимо Ford Cargo, в качестве подтверждения усиления своего коммерческого «крыла», «Ford» представил спортивную модификацию фургона Transit SportVan c дизелем в 140 «лошадей» на 18-дюймовых колесах. Две белых полосы на кузове Ford Transit SportVan нашим водителям маршрутных такси очень бы понравились. Ведь, судя по манере их вождения, за рулем российских маршруток сидят одни шумахеры.

О своих недюжинных амбициях в сегменте коммерческой техники на «Интеравто-2007» серьезно заявила и компания «СеверстальАвто». Первые новости: с декабря 2008 года стартует производство малотоннажного фургона Fiat Ducato. Российским потребителям предложат аж 14 модификаций этой машины, правда, c одним турбодизельным двигателем объемом 2,3 л.

Новость вторая: «СеверстальАвто» совместно с «Isuzu» организуют в свободной экономической зоне Алабуга производство по выпуску тяжелых агрегатов грузоподъемностью свыше 20 000 тонн. Начать сборку собираются в IV квартале 2008 года.

У «СеверстальАвто» амбиции настолько широки, что есть наметки в будущем наладить экспорт своей продукции за рубеж. Однако пока суд да дело, чтобы не терять времени и потенциальных клиентов, с первого сентября этого года у нас в продажу поступает целое семейство самосвалов, бетономешалок и седельных тягачей, собранных на заводах «Isuzu». Разговоры о высоком качестве, надежности, широкой базовой комплектации и умеренной цене для выставочных презентаций дело обыденное. В «СеверстальАвто» тривиальный ассортимент доводов в пользу выбора клиентами своего товара расширили еще одним козырем: ребята декларируют, что их машины не надо будет ждать по полтора года, как это порой происходит с аналогичными машинами европейской сборки.

Сразу три новинки на «Интеравто» представил Минский автомобильный завод: самосвал МАЗ-6516А8 с колесной формулой 8х4, магистральный автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-5440А9 и пригородный автобус МАЗ-226. И знаете, чем они лично мне приглянулись? По внешнему облику машин видно, что техника сделана в этом веке и укомплектована современным оборудованием. А вот на соседнем стенде стояли КамАЗы. Может быть, по техническим решениям они белорусским конкурентам и не уступают, но выглядят весьма архаично. Интересно, на «КамАЗе» в штатном расписании предусмотрена должность автомобильного дизайнера?

А вот ГАЗ коммерческую тему на нынешней выставке вообще «спустил на тормозах». Год назад нижегородцы с помпой показывали фургон Maxus производства британской фирмы LDV, которая тогда же вошла в «Группу ГАЗ». Сколько тогда было сказано слов о приоритете развития коммерческого направления на автозаводе — хватило бы на «Войну и мир». Прошел год — и что мы видим? На стенде вновь красуется «праворукий» Maxus, а к нему прилагается пресс-релиз, утверждающий, что, мол, эти машины «поступают в продажу с сегодняшнего дня». Простите, господа, а чем вы целый год занимались? Ах да, надо же было Chrysler Sebring в «Волгу-Сибирь» переделывать.

Впрочем, странное отношение ГАЗа к своим проектам, связанным с коммерческой техникой, — скорее исключение из правил. Производители, лишенные госзаказов, серьезно работают над продвижением своих марок на российский рынок.

И впереди планеты всей, понятное дело, китайские машиностроители. Я не оговорился — именно машиностроители, ведь пока в Поднебесной не научились делать надежные и качественные автомобили. Клиентов китайцы берут валом, ценой и агрессивной рекламой. Доля китайских машин в павильоне коммерческой техники составляла 30—40%. Практически все экспонаты сделаны по лицензиям европейских и японских автопроизводителей. Только с одной оговоркой: по качеству сборки и использованию материалов отделки китайские агрегаты существенно уступают именитым аналогам. Между тем и откровенным хламом их назвать нельзя. Сегодня многие мои коллеги и госчиновники бьются в истерике по поводу мегаэкспансии китайских машин на российский рынок. И зря. Ведь настоящий рынок — материя самоорганизующаяся, а китайские автомобили — не «паленая» водка, которую пьют по слабоумию. Думаю, краснознаменные товарищи прекрасно понимают, что если их машины будут ломаться, как пластиковые игрушки, то будущего у их автопрома не будет.