«Серые» будни

На заре капитализма в России купить новую иномарку у официального дилера было невозможно. По причине отсутствия такового. И вся торговля новинками зарубежного автопрома шла через так называемых серых дилеров. Сегодня ситуация поменялась кардинально, и «серые» вроде бы должны были покинуть рынок. Но куда там — живут и процветают. Почему?

На заре капитализма в России купить новую иномарку у официального дилера было невозможно. По причине отсутствия такового.

И вся торговля новинками зарубежного автопрома шла через так называемых серых дилеров.
Сегодня ситуация поменялась кардинально, и «серые» вроде бы должны были покинуть рынок. Но куда там — живут и процветают. Почему?

Первые «автосалоны» в нашей посткоммунистической стране открывались в булочных и гастрономах, оккупировали ВДНХ и «Сокольники», а наиболее оголтелые коммерсанты учинили продажу автомобилей даже в «Детском мире». В наши дни, когда под каждым представительством создана пирамида официальных дилеров, автомобили не только масштабно продаются, но и вполне прилично обслуживаются, вплоть до гарантийных случаев. И на этом достаточно благополучном фоне возникает ощущение, что «серых» дилеров не осталось вовсе. И тем не менее они существуют. Во-первых, потому, что могут привезти машину, не поставляемую к нам официально (в основном это касается дорогих автомобилей), и, во-вторых, в секторе массовых моделей «серые» плохо объяснимым образом умеют... достать дефицит.

При этом откуда берутся автомобили в первом случае — совершенно ясно. Их привозят в основном из Америки, где производители остерегаются ограничивать модельный ряд, и поэтому, к удовольствию американских покупателей, присутствуют все достижения мирового автопрома. А поскольку в нашу страну весь модельный ряд привозить рискованно, то и получается, что на американском рынке моделей в несколько раз больше, чем на нашем. И если в нише недорогих автомобилей эта разница мало кого интересует, то в секторе автомобилей дорогих это хороший повод заработать. Например, в Россию официально не поставлялись автомобили Infiniti.

«Серые» дилеры не смогли устоять, тем более что Infiniti, особенно семейства FX, необычайно красивы. И стали их привозить, причем довольно быстро спрос стал настолько устойчивым, что речь уже шла не о единичных экземплярах, ввозимых под конкретный заказ, а о вполне масштабной торговле. К чести японцев, они отважились представить бренд «Infiniti» официально и завели в России сразу трех дилеров, попутно лишив заработка «серых» первооткрывателей.

Однако торговля дорогими машинами в данном случае вполне понятна. Но удивительно, что существуют «серые» дилеры, торгующие дефицитным ширпотребом.

И как странно звучат эти слова времен развитого социализма в наше время! Словно речь идет о продаже джинсов из-под полы или заказе с сервелатом к 7 Ноября. И тем не менее ситуация похожа. И разыгрывается такой «социалистический» сценарий по поводу недорогих автомобилей, которые захотели все, но которых на всех не хватает. Например, если речь идет о новинке сезона Mitsubishi Lancer. У официального дилера на него очередь в полгода. А если в соответствии с исторической манерой российского нетерпения хочется побыстрей?

Тогда самые упорные рискуют найти сразу несколько фирм, предлагающих Mitsubishi Lancer, но с периодом ожидания в два раза меньше. Спрашивается, откуда эти машины и почему у «серого» они появляются на складе быстрей, чем у официального? Вариантов несколько. Если речь идет только о Mitsubishi Lancer, то скорее всего дилер не то чтобы «серый» — велика вероятность, что это так называемый субдилер. То есть фирма, покупающая у полноценного дилера заказанные для себя автомобили.

При этом разница в сроках поставки всегда имеет немного отличающиеся сценарии, но чаще всего в отделе продаж официального дилера есть конкретный менеджер, который отодвигает очередь, освобождая автомобили в угоду субдилеру. Принцип тут простой. Если покупатель согласился ждать полгода, то лишняя неделя для него уже не сыграет никакой роли. И он получит машину из следующей поставки. В то время как субдилер этот самый автомобиль с удовольствием реализует через себя.

Однако субдилеру нельзя допустить, чтобы клиент отказался от покупки. Неважно, по какой причине. Поэтому он стремится обезопасить себя максимально возможной предоплатой. При стоимости транспортного средства до $20 000 предоплата вполне может составить $2000, то есть 10%. Столь высокая предоплата будет и в случае экзотической комплектации, которая при потере клиента ляжет тяжким бременем на субдилера. Ведь отказную машину со странным сочетанием опций или в необычном цвете могут не захотеть покупать ни за какие деньги. И тогда она останется на долгие месяцы, а иногда годы, в салоне или на складе, пробив дыру в финансах и осложнив жизнь бухгалтерии. Зато быть субдилером очень выгодно. Ведь такая схема существования избавляет от обязательств и позволяет не тратиться ни на сервисный центр, ни на склад запчастей. Даже несмотря на то, что в автобизнесе именно сервис приносит основную прибыль.

Но если субдилер вносит в «серые» ряды достаточно цивилизованную лепту и покупка у него не влечет особых разочарований, то дилер, живущий сам по себе, жизнь сможет осложнить всерьез. При том, что отличить субдилера от «серого» почти невозможно. Ведь и тот и другой стремятся к разнообразию товара и поэтому предлагают автомобили самых разных, но всегда остро популярных моделей.

Когда на вершине дамских предпочтений сиял красный Hyundai Getz с автоматической коробкой и очередь на него затерялась во времени, нашлась фирма, предлагающая именно эту машину. Бросившийся в объятия «серого» дилера народ до последнего не понимал, в чем загвоздка. Цена такая же, как у официала, комплектация самая подходящая, цвет самый желанный. И только в кассе выяснялось, что стоимость машины указана без НДС. Доплатите 18% — или идите на все четыре стороны. А предоплату мы вам не отдадим.

Причем года четыре тому назад точно так же над дамами глумился другой «серый» дилер, торговавший по этой схеме Daewoo Matiz.

Но зато иногда встречаются совсем незатейливые «серые» дилеры, которые не доставляют никому никаких хлопот. Они просто продают очередь. Хотя продают по-разному. Вариант первый: некое физическое лицо подписывает договор, вносит скромную предоплату, после чего ему находят жаждущего клиента, готового переписать договор на себя и за это дополнительно заплатить. Стоимость услуги — от $1000 до 10—15% от стоимости машины. Вариант второй: все то же условное физическое лицо достаивает свою очередь до конца, после чего перегоняет машину в салон «серого» дилера, и там ее продают действительно жаждущему клиенту.

В ПТС появляется одна лишняя запись, зато машина по-прежнему новая и без пробега.

...Так в чем же главное отличие официального дилера от «серого»? Первый дает покупателю почувствовать себя состоятельным. Второй — умным. Ведь поиск альтернативы, которая достаточно часто оказывается самообманом, тем не менее порождает в человеке иллюзию, будто он додумался найти выход из самой сложной ситуации, в данном случае — отыскать дефицитный товар. Поэтому «серые» будут востребованы еще долго. До тех пор, пока не поумнеют люди. Либо государство, до сих пор допускающее «серые» схемы.

НАША СПРАВКА

Покупка нового авто иностранного производства у так называемого субдилера вполне оправданна и не таит «подводных камней». Автомобиль, реализуемый через субдилера, в любом случае построен на заводе специально для России, готов к жизни на нашем плохом бензине и имеет так называемый северный пакет. А международная гарантия и правила технического обслуживания позволяют любому покупателю приобрести машину в одном месте, а ездить на техобслуживание совсем в другое.

КСТАТИ

Японский гигант «Toyota» не спешит к нам со своими моделями, адресованными американским покупателям, и «серые» конкуренты воодушевленно торгуют в России внедорожником Toyota Sequoia и пикапом Toyota Tundra. Как, впрочем, и Honda не считает нужным легализовывать для нас большой внедорожник Pilot, оставляя его все тем же «серым».