1287

ЭКСПЕРТИЗА

Поделиться

АДВОКАТ

На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает адвокат Алексей РЕУТ.

ДОРОГА ДАЛЬНЯЯ

На автомобиле поехал к другу в Белоруссию. Километрах в шестистах от Москвы не по своей вине попал в крупное дорожно-транспортное происшествие, но, к счастью, никто не пострадал. В итоге поездка не состоялась, поскольку на буксире пришлось возвращаться обратно в столицу.

В группе разбора мне сказали, что виновником инцидента станет мой оппонент, не выполнивший требование знака «Уступи дорогу». Скажите, могу ли я потребовать с аварийщика помимо денег на ремонт автомобиля компенсацию потраченных 16 000 рублей на буксир? Олег ЛАРИОНОВ

— Согласно статье 1064 ГК РФ, причиненный вред должен быть возмещен виновником в полном объеме.

Поэтому аварийщик обязан оплатить стоимость не только ремонта авто, но и испорченных вещей, груза, услуг эксперта, буксировки автомобиля и других расходов, связанных с ДТП. Однако, со своей стороны, вы обязаны доказать эти расходы и представить соответствующие подтверждения. Поэтому если у вас есть чек или квитанция за оказанные услуги по буксировке, то шансы получить потраченные деньги есть. Однако если все финансовые вопросы вы решали в частном порядке и указанных выше документов не имеется, то подтвердить расходы по транспортировке на тросе вам вряд ли удастся. Однако если ваш обидчик добровольно возместит эту сумму или при рассмотрении дела в суде признает иск в этой части, то финансовые документы вам могут и не понадобиться.

КАК ВЕТРОМ СДУЛО

Дорога шла вдоль леса. Когда я выехал на свободный от деревьев участок, мой автомобиль сдуло порывом ветра на встречную полосу, где он лоб в лоб сошелся с «Жигулями». Пассажирка «семерки» получила тяжкие телесные повреждения, и теперь в отношении меня возбуждают уголовное дело. Скажите, при описанных обстоятельствах есть ли моя вина в случившемся несчастье? Аркадий ДРУЖИНИН

— Доказать большую силу порыва ветра очень сложно. Однако если вам удастся получить такую справку, то можно настаивать на проведении автотехнической экспертизы, которая могла бы с учетом состояния дороги, массы и загрузки вашего транспортного средства, погодных условий и т.д. сделать вывод о технической возможности смещения вашей машины на полосу встречного движения. Поскольку проведение подобной экспертизы — хлопотное дело, то и ГИБДД, и следователь будут обвинять вас в нарушении пункта 10.1 Правил дорожного движения, который обязывает водителя выбирать скорость движения автомобиля с учетом дорожных, метеорологических и других условий. По их мнению, вышеперечисленные факторы вы не учли, что и привело к выезду авто на полосу встречного движения. Доказать свою невиновность в данной ситуации вам будет очень и очень трудно.

ЕСЛИ НЕГДЕ ЖИТЬ...

На квартиру виновника дорожно-транспортного происшествия судья наложил арест. Теперь аварийщик (к слову сказать, официально нигде не работающий гражданин) хочет оспаривать эту санкцию. Велики ли у него шансы «отвоевать» квартиру? Рашид ХАМЗИН

— В Гражданском процессуальном кодексе РФ есть статья 446, гласящая, что нельзя обращать взыскание на жилое помещение, если оно является единственным местом проживания для должника или членов его семьи.

Если квартира, на которую наложили арест, у вашего оппонента одна, то его шансы отстоять жилплощадь более чем велики. Однако если будет установлено, что у виновника дорожно-транспортного происшествия есть в собственности другие жилые помещения, то судья или пристав-исполнитель вправе наложить на них арест, а затем обратить взыскание.

УЧЕНЫЙ

На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает почетный адвокат России Леонид ОЛЬШАНСКИЙ.

НЕ БОЙТЕСЬ ЖАЛОВАТЬСЯ

Якобы за разговор по мобильному телефону без специального устройства инспектор ДПС выписал штраф на 300 рублей. Как я ни пытался доказать, что «мобилу» во время движения не использовал, инспектор был глух. Но я не хочу отвечать рублем за нарушение, которого не совершал.
И как мне теперь быть? Матвей УКЛЕЙКО

— В протоколе вам следовало написать всего три коротких предложения: «ПДД не нарушал. С протоколом не согласен. Требую адвоката». После этого вы можете смело обжаловать документ у командира данного подразделения ГИБДД или в суде. Впрочем, даже не отразив свое несогласие с действиями инспектора в протоколе, вы можете в десятидневный срок обжаловать бумагу. Сделайте упор на то, что в данном административном материале отсутствуют фото- и видеодоказательства вашей вины, а также показания свидетелей. Укажите и то, что инспектор не зачитал вам ваши права. Уверен, что у вас есть все шансы на победу.

ГАИШНИКИ «ВСЫПАЛИ» РЕМНЯ

Инспектор ДПС обвинил меня в том, что я управлял машиной, не пристегнувшись ремнем безопасности, и заявил, что по новым нормам КоАП РФ мне грозит штраф в 500 рублей. Сошлись на трех сотнях, которые и заплатил на месте. Но теперь меня терзают сомнения: разве штрафы за непристегнутые ремни повысились? Рустам ЮСУПОВ

— Ну начнем с того, что вы неправильно расставили акценты в разговоре с сотрудником дорожно-патрульной службы. Неважно, в чем вас обвиняют: в выезде на встречную полосу, в проезде перекрестка на запрещающий сигнал светофора или в том, что вы ехали непристегнутым. Помните, что голословные утверждения инспектора не являются доказательством вины водителя. Ведь может получиться так, что вы ехали пристегнутым, а когда вас остановил инспектор, вы отстегнули ремень, чтобы достать документы или выйти из машины. Поэтому чтобы призвать вас к ответу, у гаишника должны быть неопровержимые доказательства вашей вины, например видеозапись, где отчетливо видно, что машина едет и водитель, управляющий ей, не пристегнут. Кроме того, вы совершили еще одну ошибку, заплатив инспектору 300 рублей (с точки зрения закона — это взятка). Вы ни в коем случае не должны были давать ни 300, ни 100, ни даже 50 рублей.

И последнее. Поправки, принятые в «автомобильную» главу КоАП РФ, разбиты на три этапа. Непристегнутый ремень безопасности будет «стоить» 500 рублей лишь с 1 января 2008 года.

ДИЛЕР

На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает руководитель службы страхования «Группы компаний «Автомир» Инна РУЖА.

ДЕНЬГАМИ ИЛИ НАТУРОЙ?

Собираюсь оформить полис КАСКО на недавно купленный новый автомобиль. Но выбирая страховую компанию, «споткнулся» о такой пункт договора страхования, как получение возмещения при повреждении автомобиля. Помогите разобраться... Глеб ХВОСТОВ

— Большинство страховщиков предлагают альтернативу: деньги за пострадавший автомобиль или ремонт на оговоренном страховщиком сервисе. Каждый из вариантов по-своему спорен. Деньги, предлагаемые компанией, не всегда эквивалентны восполнению ущерба (это происходит, когда оценщик, привлеченный к оценке ущерба, не является независимым — по факту или в принципе). Ремонт же авто на тех сервисах, что предложит компания, чреват тем, что дорогую машину могут восстанавливать в не вполне профессиональной автомастерской. Есть еще третья альтернатива — оплата счета, выставленного сервисом, в котором вы приняли решение отремонтировать авто. Но на это идут далеко не все страховщики.

Ясно, что новый и находящийся на гарантии автомобиль лучше ремонтировать у дилера, желательно по вашему выбору. Но с этим тоже не соглашаются многие страховые компании. Поэтому, заключая договор страхования, необходимо обратить внимание на возможность выбора приемлемого сервиса (и чтобы это условие не влияло на увеличение стоимости полиса).

Стоит также узнать у страховщика, является ли при страховании стоимость автомобиля уменьшаемой или неуменьшаемой. Допустим, при аварии компания выплачивает вам стоимость ремонта или оплачивает счет в сервисе, где ремонтировался автомобиль, и сумма, на которую застрахована машина, уменьшается на сумму произведенных работ. Если вашу машину в дальнейшем угонят или полностью разобьют, вы получите сумму, на которую был застрахован автомобиль, за минусом всех ранее произведенных выплат. Это в случае уменьшаемой стоимости транспортного средства. При неуменьшаемых условиях (сколько бы ни было у вас страховых случаев) стоимость автомобиля не уменьшается, вы получите возмещение в полном объеме.

Важна при страховании автомобиля еще и так называемая франшиза — невыплачиваемая часть ущерба. Если договором страхования франшиза предусмотрена (как правило, ее размеры колеблются в пределах от 100 до 500 долларов), то при повреждениях ТС, оцененных в пределах этой суммы, вы будете самостоятельно оплачивать стоимость ремонта. Если же произошло более серьезное повреждение, сумма франшизы будет вычтена из общей суммы страхового возмещения, тем самым эта сумма уменьшается. При использовании франшизы у вас появляется возможность сэкономить на приобретении полиса 5—35% от стоимости страховки.

Однако, на мой взгляд, данная экономия сомнительна, поскольку при наступлении страхового случая, во-первых, часть ущерба вам придется возмещать самостоятельно, а во-вторых, при использовании франшизы у страховой компании появляется соблазн занизить стоимость восстановительного ремонта при незначительных повреждениях с целью втиснуть ее в рамки франшизы. Помните, что большинство повреждений транспортных средств являются мелкими, но... частыми.