Один в поле воин

Среди всех «паркетников» из Страны восходящего солнца, к которым относятся такие модели, как Toyota RAV4, Honda CR-V, Nissan X-Trail, Suzuki Grand Vitara занимает особое место. Главное ее преимущество — проходимость. Кроме того, Vitara заметно дешевле остальных «японцев».

Среди всех «паркетников» из Страны восходящего солнца, к которым относятся такие модели, как Toyota RAV4, Honda CR-V, Nissan X-Trail, Suzuki Grand Vitara занимает особое место. Главное ее преимущество — проходимость. Кроме того, Vitara заметно дешевле остальных «японцев».

На вторичном рынке можно встретить Suzuki Grand Vitara предыдущего поколения сразу в нескольких кузовах.

Больше всего стандартных 5-дверных автомобилей, однако если вы покупаете машину специально для езды по бездорожью, лучше обратить внимание на короткобазную «трехдверку». Она обладает весьма скромными габаритами и небольшими свесами, что повышает проходимость машины. Удлиненная модификация носит приставку XL-7. Ее достоинства — просторный салон и наличие третьего ряда кресел (правда, сидеть там неудобно). Известен и недостаток — не самая лучшая проходимость, объясняющаяся в первую очередь большой колесной базой. Да к тому же XL-7 — самая дорогая версия Grand Vitara.

Сейчас на нашем рынке появилось много Grand Vitara из Америки, где они продавались не только под маркой «Suzuki», но и как Chevrolet Tracker. Однако самые дешевые «американцы» — наиболее рискованная покупка.

Проблем они способны доставить массу, причем в группе риска находятся такие серьезные составляющие автомобиля, как двигатель, коробка передач, система полного привода. По словам мастеров, иногда из Штатов приходят такие машины, что страшно становится. В основном проблема связана с тем, что жители Нового Света весьма неохотно тратят доллары на нормальное обслуживание транспортного средства. И поэтому заливают в мотор самое дешевое минеральное масло, которое (по уму) надо менять каждые 5000 км. Но американцы, используя «минералку», упорно ездят на ней по 15 000 км и даже больше! Кроме того, нередко Grand Vitara из США всю свою жизнь ездили с постоянно подключенным полным приводом, в результате чего трансмиссия подвергалась чрезмерным перегрузкам. Есть и еще один нюанс.

5-дверные автомобили с 4-цилиндровым 2-литровым мотором, предназначенные для продажи в Северной Америке, которые назывались там просто Vitara, собирались в Канаде. А вот все остальные модификации делались исключительно в Японии.

Автомобили, проданные в России или Западной Европе, в большинстве своем имеют гораздо лучшее состояние, проблем с ними намного меньше. Иногда можно найти Grand Vitara с правым расположением руля, но их покупают лишь фанаты «японок».

Внутри Grand Vitara выглядит вполне достойно, да и комплектация автомобиля неплохая (кондиционер и электропакет будут в обязательном порядке). Однако рассчитывать на какие-то изыски в данном случае не стоит. Ведь Suzuki Grand Vitara — простая и относительно дешевая модель. По крайней мере все основные конкуренты стоят дороже. Если есть возможность, лучше брать рестайлинговую машину (их начали собирать в конце 2002 года). Модернизированные автомобили получили более приятный салон, да к тому же и комплектация модели стала богаче. Единственное слабое место — кондиционер. При осмотре машины его нужно обязательно проверить. Его основные элементы весьма надежны, но вот алюминиевые трубки через несколько лет эксплуатации могут прохудиться (замена стоит недорого).

3-дверные Grand Vitara могли оснащаться 4-цилиндровым мотором объемом 1,6 л, выдающим 94 л.с. (в Японии — 107 л.с.). Этот силовой агрегат ставили только на короткобазные версии, продававшиеся в Европе или Японии. Его мощности и крутящего момента, конечно, не слишком хватает для внедорожника, однако мастера именно этот двигатель считают самым надежным. Его ставили еще на предыдущее поколение Grand Vitara, и уже тогда 1,6-литровый движок зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Запчасти и «расходники» для него стоят дешево, а довести мотор до «капиталки» очень сложно. И даже тот факт, что в приводе газораспределительного механизма используется ремень, а не цепь, как на других бензиновых движках, не должен смущать. Ремень спокойно выдерживает положенные 90 000 км, а его замена стоит порядка $200—300. Кроме того, «трехдверки» оснащались и 2-литровым бензиновым мотором.

На 5-дверные версии ставили следующие бензиновые моторы: 4-цилиндровый объемом 2,0 л (128 л.с. в Европе и США и 140 л.с. — в Японии) и V6 объемом 2,5 л (144 л.с. или 158 л.с. в зависимости от года выпуска). Был и дизель объемом 2,0 л, выдававший 87 л.с. или 109 л.с. Что касается 7-местных Grand Vitara XL-7, то они имеют бензиновый V6 объемом 2,7 л (173 л.с. или 184 л.с.). Дизельных Grand Vitara в России немного, да и ремонтировать их у нас мало кто умеет. Однако кое-какой опыт эксплуатации дизельных машин уже накоплен.

Проблем движки не доставляют, а более простой по конструкции 87-сильный агрегат без Common Rail лучше «переваривает» наше топливо. Правда, о таком понятии, как динамика, придется забыть. Поэтому приобретать дизельные машины можно лишь в том случае, если постоянно ездишь по бездорожью.

Механики уверяют, что если покупать 5-дверную Grand Vitara, то лучше всего остановить свой выбор на автомобиле с более простым и дешевым 2-литровым агрегатом. Он обладает достаточной для этой машины мощностью, да к тому же и стоимость Grand Vitara 2,0 заметно меньше, чем с V6. Кроме того, 4-цилиндровый мотор тратит на каждые 100 км пути на пару литров меньше бензина, а его ремонт и обслуживание обходятся дешевле. Удивительно: несмотря на наличие цепи, система газораспределительного механизма часто требует ремонта уже на 120 000—150 000 км. Порой на этом рубеже приходится менять натяжитель, а то и саму цепь вместе с передним сальником коленчатого вала. Это стоит около $500—600 вместе с запчастями. На V6 после 120 000—150 000 км тоже надо проводить замену деталей системы ГРМ. Там стоит сразу три цепи, обычно изнашивается самая длинная (коленвал, распредвалы), но бывает, что под замену идут все три цепочки вместе с гидронатяжителями. В последнем случае ремонт будет стоить около $900. Чаще всего цепи приходится менять на американских машинах, которые, как уже было сказано выше, далеко не всегда получали качественную смазку. А вот у Grand Vitara из Европы или России приводная система ГРМ обычно служит намного дольше.

Кстати, и сальники коленвала у «европейцев» или «россиян» редко когда текут. А на «американцах» это нормальное явление. Замена же сальника — удовольствие недешевое, для этого придется снимать коробку передач.

Что касается элементов, обеспечивающих функционирование мотора, то здесь больше всего проблем доставляет радиатор, который не всегда выдерживает в России и два года. Новый стоит довольно дорого, но, к счастью, сейчас в продаже есть «неоригинал» за $350. Причем он зачастую служит даже дольше «оригинала».

Привод у Suzuki Grand Vitara полный не всегда — переднюю ось надо подключать вручную перед выездом на плохой участок дороги. С одной стороны, это не слишком удобно, зато при движении по грязи электроника не вмешивается в работу трансмиссии, и Vitara способна проезжать по тем участкам, где другие японские «паркетники» позорно застревают.

Если правильно эксплуатировать автомобиль, система полного привода ломаться не будет. Никаких секретов здесь нет и быть не может — машина на самом деле довольно простая. Надо лишь не забывать вовремя менять масло, не ездить на разных покрышках и выключать полный привод при движении по сухому асфальту.

Ведь при постоянной езде с подключенной передней осью быстро изнашиваются все элементы трансмиссии.

А замена сломанного дифференциала переднего моста (если он выходит из строя, то в 90% случаев — на «американцах») обойдется почти в $1000. Хотя мастера уверяют, что 3—5-летние автомобили, даже находящиеся в руках безалаберного водителя, обычно имеют рабочую систему полного привода. Как правило, на такой Grand Vitara максимум, что может случиться, это выход из строя крестовин кардана ($180 с работой) и, пожалуй, износ сальников приводов на передних колесах ($50 за каждый с работой).

Никаких проблем с ходовой нет. Подвеска Grand Vitara, конечно, не вечная, но больше 100 000 км по нашим дорогам она должна выдержать (раньше изнашиваются только стойки стабилизатора). Самыми дорогими элементами являются передние рычаги, где изнашиваются шаровые опоры (фирменные стоят $250—300, но можно найти неоригинальные в два раза дешевле). По отдельности они не меняются, хотя российские мастера, говорят, научились запрессовывать опоры в старые рычаги. Но восстановленных деталей хватает ненадолго.

Рычаги надо менять примерно через 100 000—130 000 км. Часто в одно время с рычагами под замену идут амортизаторы. Задняя подвеска считается вечной, а тяги там изнашиваются лишь при пробеге более 200 000 км. Есть, правда, исключение — подшипники полуосей. Их меняют примерно на 100 000 км.

ЭКСКУРС

Первое поколение Suzuki Vitara показали в 1986 году. Это был простой и скромный внедорожник с 3-дверным кузовом, главное преимущество которого заключалось в невысокой цене в сочетании с приличной проходимостью. В 1991 году японцы начали выпуск 5-дверного автомобиля, ну а в 1996 году появилась версия X90 — 3-дверная машина с открытым кузовом (еще можно отметить, что в 1995 году был проведен рестайлинг Vitara).

Новое поколение японского внедорожника показали в конце 1997 года (продажи в Европе начались в 1998 году). Автомобиль вырос в размерах, получил гораздо лучшее оснащение, а в названии модели появилась приставка Grand. Правда, Suzuki Grand Vitara назывались исключительно машины в хорошей комплектации (в Европе продавались только такие).

А вот автомобили в скромном оснащении в США обозначали просто Vitara. Еще этот автомобиль продавали как Chevrolet Tracker и как Suzuki Escudo.

Grand Vitara оснащались бензиновыми моторами объемом 1,6 л (94 л.с. или 107 л.с.), 2,0 л (128 л.с. или 140 л.с.) и 2,5 л (144 л.с. или 158 л.с.), а также дизелем объемом 2,0 л (87 л.с. или 109 л.с.). В конце 2000 года японцы показали 7-местную Suzuki Grand Vitara XL-7, которая получила уже 2,7-литровый V6 (173 л.с., а позднее 184 л.с.).

В 2001 году Grand Vitara подверглась модернизации. Изменения коснулись не только бампера или решетки радиатора, но и салона, который стал заметно лучше и современнее. Кроме того, расширилась базовая комплектация.

Новое поколение Grand Vitara было представлено в 2005 году. Если две первые Vitara имели классическую рамную конструкцию и зависимую заднюю подвеску, то третье поколение модели получило интегрированную в кузов раму и полностью независимую подвеску, что значительно улучшило управляемость. На данный момент Grand Vitara оснащается бензиновыми моторами объемом 1,6 л (106 л.с.), 2,0 л (128 л.с.) и 2,7 л (184 л.с.) и дизелем объемом 1,9 л (129 л.с.).

Среди всех «паркетников» Suzuki Grand Vitara обладает самой лучшей проходимостью. В то же время это наиболее скромный японский внедорожник, что нравится не всем. Grand Vitara не доставляет серьезных проблем, особенно если покупать машину, находящуюся в хорошем состоянии. Правда, лучше всего брать автомобили, изначально проданные в России или пригнанные из Европы под заказ.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:

— Suzuki Grand Vitara пользуется достаточно большим спросом — это, пожалуй, наиболее популярный «паркетник». Что легко объясняется удачным сочетанием умеренной цены со всеми атрибутами настоящего, хотя и небольшого, внедорожника. Здесь и рамная конструкция, и достаточно мощный мотор, и приличный уровень комфорта, и вместимость. С точки зрения ремонтопригодности никаких особенностей по сравнению с другими японскими автомобилями нет. Цена ремонта ниже, чем у одноклассника от «Honda» модели CR-V, но выше, чем у Toyota RAV4. У Vitara есть одна особенность, о которой многие при покупке машины и не подозревают, — жесткое подключение переднего моста в полноприводном варианте. Это ограничивает возможность езды с полным приводом по городу и асфальтированным дорогам. Игнорирование этого правила быстро приводит к поломкам трансмиссии.

Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор «Центра автомобильных кредитов», к.э.н.:

— Основная масса Vitara, представленных на рынке, находится в возрасте четырех-шести лет, и для покупки этих автомобилей в кредит сегодня предлагается довольно много разнообразных кредитных программ. Если же взять автомобили первых лет выпуска, то сейчас их возраст составляет восемь-девять лет, что существенно ограничивает возможности покупателя приобрести такие авто в кредит.

Основной трудностью, с которой столкнутся покупатели Suzuki Grand Vitara 1998—2000 годов выпуска при покупке в кредит, — это ограничение по возрасту автомобиля на момент окончания срока кредита. Так, у большинства банков установлено требование, чтобы на момент окончания кредитного договора автомобиль был не старше десяти лет. Соответственно, максимальный срок кредита составляет три года, а для автомобилей 1997—1998 годов выпуска — вообще год или два. Если учесть, что срок кредита — основная возможность снизить размер платежа, подобное ограничение может быть весьма существенной нагрузкой для семейного бюджета.

Так, покупка Suzuki Grand Vitara 2000 года выпуска с объемом двигателя 2,5 л и автоматической коробкой передач за $15 000 обойдется в $488 ежемесячных платежей при сроке кредита в 3 года, а эта же комплектация 2002 года выпуска за $19 000 будет стоить $414 в месяц. Разница в процентных ставках несущественна: при сроке кредита 3 года она составит 10,5% годовых, при сроке кредита 5 лет — 11% годовых в валюте по кредитной программе без первоначального взноса. Если же говорить о покупке Suzuki Grand Vitara 1998 года выпуска, то самым оптимальным вариантом станет кредитная программа без страховки на срок 3 года с кредитной ставкой 19% годовых в валюте. Единственным ограничением этой программы является максимальный размер кредита в $10 000, а покупателю Suzuki Grand Vitara 1998 года выпуска нужно будет иметь дополнительно собственных средств в размере $2000—3000.

Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах http://www.deksclub.ru
и http://www.centerautocredit.ru