2182

ЗАВОДИЛА

Поделиться

В теплое время года, понятное дело, даже полумертвый аккумулятор может выглядеть бодрячком. Но чудес не бывает. «Надо было все-таки поменять аккумулятор», — такая мысль неизбежно придет в голову, когда первым морозным утром этой осени у вашего авто исчезнет «зарядка». Частенько именно так поход в магазин за новой батареей из туманной перспективы превращается  в суровую реальность.

Все батареи, вне зависимости от их электрической емкости, можно с некоторой долей условности разделить на три группы: малообслуживаемые, необслуживаемые и необслуживаемые кальциевые.

Сейчас в гамме продукции аккумуляторных заводов уже не встретить старые модели автомобильных батарей полностью обслуживаемого типа. Их еще называли «черными» из-за характерного цвета эбонитовых корпусов.

 В силу своей конструкции устройства эти часто требовали долива дистиллированной воды, так как она интенсивно выкипала при заряде батареи. Это было связано с повышенным содержанием сурьмы в свинцовом сплаве токоотводов электродов (до 7,5%). Следующим поколением автомобильных аккумуляторов стали так называемые малообслуживаемые батареи. В составе их свинцовых пластин применяется меньше сурьмы (до 2—3%), что, в принципе, понижает механическую прочность сплава. С этой бедой научились бороться, применяя электроды иной конструкции и добавляя мышьяк, олово, медь, серу и селен. Газа при зарядке батареи из категории малообслуживаемых выделяется гораздо меньше, но долив дистиллированной воды время от времени все-таки требуется.

Дальнейшим развитием «аккумуляторостроения» стало появление необслуживаемых батарей. Запас электролита над пластинами у них больше, чем у предшественниц. Что вкупе с пониженными темпами выкипания позволяет производителю гарантировать больший срок службы. Необслуживаемые батареи, в свою очередь, делятся на два класса: гибридные и кальциевые. Токоотводы положительных электродов гибридных батарей для уменьшения газовыделения, как и на малообслуживаемых, сделаны из низкосурьмянистых свинцовых сплавов. Токоотводы их отрицательных электродов сделаны из свинцово-кальциевого сплава.

В конструкции кальциевых батарей токоотводы обоих электродов выполнены без использования сурьмы. Тут применяется только сплав свинца и кальция с добавками олова, алюминия и иногда серебра.

Каждый из перечисленных типов аккумуляторов обладает собственными достоинствами и недостатками.

Малообслуживаемые относительно недороги, но требуют периодического контроля над уровнем электролита.

Необслуживаемые дороже, зато рассчитаны минимум на пять лет службы вообще без какого-либо ухода.

Зачастую в корпусах даже гибридных батарей не предусмотрены пробки. Необслуживаемые кальциевые батареи благодаря еще более низкому газовыделению обязаны служить пять-семь лет без какого-либо ухода. У них меньше выражено явление саморазряда, что становится особенно заметно на последних годах службы. Но кальциевые батареи больше, чем низкосурьмянистые, боятся глубокого разряда. После такого инцидента аккумулятор может перестать полностью заряжаться. Кроме того, батарея подобного типа иногда требует специального зарядного устройства с ограничением напряжения заряда.

Исходя из практики основной массы отечественных автомобилистов и здравого смысла, можно сказать, что для отечественных машин и подержанных иномарок подойдут и малообслуживаемые, и необслуживаемые батареи.

Но предпочтительней все же малообслуживаемые — они не столь чувствительны к перезаряду, нежели малообслуживаемые. В то же время могут выдерживать глубокий разряд, например, во время длительной работы стартера зимой, когда мотор отказывается заводиться с первой попытки. При этом контролировать уровень электролита надо будет не чаще одного-двух раз в год.

Владельцам же новых иномарок, у которых проблем с пуском мотора быть не должно, наряду с необслуживаемыми батареями можно порекомендовать и кальциевые. На таких авто при отсутствии глубоких разрядов они будут служить очень долго, в полтора-два раза дольше необслуживаемых.

Сейчас в Москве с приобретением аккумуляторов проблем нет. Торгуют ими в каждом магазине автозапчастей.

На рынке в достаточном объеме присутствуют как отечественные, так и иностранные производители и бренды.

В линейке товаров каждого из них, как водится, менее мощные аккумуляторы дешевле более энергоемких.

Аккумуляторные батареи «Centra» (фото 11) выпускаются крупнейшим в Восточной Европе заводом концерна «EXIDE Tecnologies». АКБ изготовлены полностью по кальциевой технологии. Для приготовления активных масс используется только свинец с высокой степенью чистоты (марки С0). Аккумуляторы «Centra» обладают высокими пусковыми параметрами и малым саморазрядом. Корпус моноблока и крышка батареи изготовлены из высококачественного ударопрочного полипропилена. Для предотвращения короткого замыкания используются конвертные сепараторы из пористого полиэтилена производства «Daramic». Все батареи снабжены устройствами взрывобезопасности и экологической защиты: центральный газоотвод, лабиринтная крышка. В АКБ предусмотрен индикатор заряда. Аккумуляторы марки «Centra» поставляются на конвейеры европейских заводов «Ford», «Toyota», «Fiat».

Аккумуляторные батареи «Eurostart» (фото 10) выпускаются в Днепропетровске  в соответствии с требованиями европейского стандарта EN 60095-1. АКБ «Eurostart» относятся к классу необслуживаемых батарей. Корпус моноблока и крышка батарей изготовлены из высококачественного ударопрочного полипропилена. При изготовлении токоотводящих решеток используется низкосурьмянистый (1,5—1,7% Sb) сплав, легированный селеном (0,02—0,025% Se) и оловом (0,2—0,25% Sn). Для приготовления активных масс используется свинец с высокой степенью чистоты (марки С0 или С1). Для предотвращения короткого замыкания используются конвертные сепараторы из пористого полиэтилена. Ребра сепараторов обращены к активной массе положительных электродов, что способствует улучшенной циркуляции электролита. Аккумуляторные батареи этой марки обладают пониженным электрическим сопротивлением. С понижением температуры окружающей среды это преимущество становится более ощутимым. Все батареи снабжены
такими устройствами взрывобезопасности и экологической защиты, как центральный газоотвод, лабиринтная крышка. Все батареи проходят 100-процентный контроль качества на всех этапах их изготовления.

В 2007 году «Varta» (фото 3, 4, 5) предлагает на европейском рынке новый модельный ряд аккумуляторов из трех линеек: «Silver dynamic» (10 моделей), «Blue dynamic» (23 модели) и «Black dynamic» (12 моделей). Теперь АКБ имеют серебристый корпус и крышки серебристого (Silver), синего (Blue) и черного (Black) цветов.

Общим у новинок является кальциевый сплав с серебряным легированием, лабиринтная крышка без пробок с системой улавливания аэрозолей кислоты и системой защиты от короткого замыкания и, конечно же, совершенные технологии и система контроля качества, базирующаяся на опыте безукоризненных инженерных решений.

Новые «Dynamic» имеют по сравнению с предшествующим поколением больший стартерный ток и, как правило, большую емкость в привычных габаритах.

Во-вторых, появились новые модели АКБ с новыми габаритными размерами и новым соотношением основных технических параметров. Так, основной базовой АКБ группы «Audi-VW» уже несколько лет является аккумулятор с емкостью  80 Аh, а лимузины класса люкс немецких производителей комплектуются аккумуляторами 110 Аh. Теперь эти доселе неведомые российским автомобилистам типы есть и в модельных рядах «Varta» для вторичного рынка. Новые модели выпускаются с августа 2007-го, так что любители «свежих» батарей останутся довольны.

Аккумуляторы «Medalist» (фото 2) производятся на южнокорейском заводе, принадлежащем американской компании. Об уровне автоматизации производства говорит тот факт, что 380 человек персонала производят 6 млн. автомобильных стартерных батарей автомашин в год. Почти вся продукция отправляется в Японию, США и Россию. Пластины для аккумуляторов прокатываются из 50-миллиметрового бруска, ведь чем толще брусок, тем более мелкозернистая структура у готового проката — будущих пластин для АКБ. Это сильно уменьшает интенсивность коррозийных процессов свинца в процессе эксплуатации аккумулятора. Батареи «Medalist» оснащены сложной двойной крышкой-конденсатором, наличие которой переводит устройство в категорию полностью необслуживаемых в течение всего срока эксплуатации.

Аккумуляторы «Forse» (фото 1) относятся к классу необслуживаемых батарей с минимальным расходом воды.

Произведены по «кальциевой» технологии, обладают повышенными пусковыми токами и предельно низким саморазрядом. «Forse» разработаны для автомобилей, комплектация которых подразумевает увеличенное потребление электроэнергии (сабвуфер, предпусковой подогрев салона, дополнительное световое оборудование и т.п.). Также рекомендуем для автомобилей с дизельными двигателями. Гарантия на аккумуляторы «Forse» — 3 года.

Аккумуляторы торговой марки «Dominator» (фото 13) произведены по «гибридной» технологии, а значит, выносливы и удобны в эксплуатации. Эти батареи обладают низким саморазрядом и пониженным расходом воды, высокими пусковыми токами и устойчивостью к глубоким разрядам. Для удобства эксплуатации аккумуляторы «Dominator» оснащены «глазком-индикатором» уровня заряженности, позволяющим быстро определить работоспособность батареи. Срок гарантии составляет 3 года.

«FireBall» (фото 7) — современные высокотехнологичные батареи для массового использования.

Аккумуляторы «FireBall» более выносливы, прощают нестабильную работу электрооборудования автомобиля, устойчивы к глубоким разрядам — хороший вариант для владельцев отечественных автомобилей. Эти батареи обладают большим запасом емкости, оснащены встроенной системой фильтров-пламегасителей, что является весомым преимуществом среди прочих аккумуляторов это ценовой категории.

У аккумуляторов «Sznajder» (фото 12) серии «Silver» положительные и отрицательные электроды изготовлены из свинцово-кальциевого сплава с добавлением серебра. Батареи являются полностью необслуживаемыми и работают при экстремальных температурах от –40 до +80 °С. Благодаря включению серебра в состав пластин АКБ имеют высокий стартовый ток на протяжении всего жизненного цикла, минимальный расход воды и увеличенный срок службы. Аккумуляторные батареи серии «Silver» оснащены системой «Accusafe», не позволяющей электролиту выливаться при наклоне, антивзрывной системой «Anti-explosion» и имеют индикатор заряда «Magic eye».

В этом году на рынке России под маркой «ACDelco» (фото 15) представлены три линейки аккумуляторов: для авто европейских марок, американских автомобилей, а также для японских и корейских машин с любым типом клемм. Все аккумуляторы относятся к классу Premium и отвечают стандартам качества «GM», владеющей торговой маркой ACDelco. Аккумуляторы «ACDelco» полностью необслуживаемые: их решетки, выполненные по технологии «Expanded metal» из кальциевого сплава, уменьшают расход воды и снижают саморазряд.

Усиленная конструкция крепления пластин к тоководам обеспечивает высокую виброустойчивость. Лабиринтная конструкция, встроенная в крышку батареи, возвращает пары электролита обратно в банки, обеспечивая продолжительный срок службы аккумулятора. Встроенный глазок ареометра позволяет быстро определить состояние зарядки. Легкий и прочный корпус из полипропилена оснащен удобной складной ручкой.

«Atlas dynamic power»  (фото 8) — марка аккумуляторных батарей, производимых южнокорейской компанией «Atlas BX Co. Ltd.». Батарея пришла в 2004 году на смену удачной модели «Atlas CXT Gold». «Atlas dynamic power» — полностью необслуживаемая батарея класса MF (Maintenance-Free), решетки электродов которой изготовлены по технологии «Кальций-Кальций» (Calcium + Calcium). Ассортиментная линия этих АКБ отличается наличием широкой гаммы специальных типоразмеров для японских автомобилей.

Все батареи имеют индикатор уровня заряженности. Материал корпуса — сополимер пропилена с этиленом.

Материалом сепаратора служит микропористый полиэтилен. Токоотводные решетки (анод и катод) состоят из свинцово-кальциевого и свинцово-кальциево-оловянистого сплавов соответственно. Батареи оснащены встроенным пламегасителем — специальной системой фильтров. Устройства пригодны для вторичной переработки, что немаловажно.

Новая программа аккумуляторных батарей «Bosch» (фото 9) может предложить подходящее устройство для авто любого класса. Новые серии стартерных батарей предназначены для самых разных условий эксплуатации.

По сравнению с предыдущим поколением у новых АКБ улучшены электрические показатели, соответствующие возросшему энергопотреблению в современных транспортных средствах. Увеличен ток холодного пуска и обеспечено надежное энергоснабжение на протяжении всего срока службы. Новые аккумуляторы полностью необслуживаемые. Серия АКБ «Bosch S5 Silver Plus» разработана специально для современных транспортных средств с большим количеством электрических систем, таких как ESP, предпусковой обогрев, кондиционер, CD/DVD-проигрыватели и др. Эта серия рекомендуется для установки на дизельные автомобили. Аккумуляторы из новой линейки появятся в продаже осенью 2007 года.

Батареи «Topbat»(фото 6), предлагаемые отечественным потребителям компанией «Tubor», — новинка 2007 года. Эти аккумуляторы предназначены для иномарок высокого класса с большим количеством энергопотребления. При изготовлении АКБ используются самые современные технологии — Ca/Ca, Ca/Silver.

Пластины изготавливаются методом непрерывного литья с применением технологии легирования серебром.

Для приготовления пасты используется волокно «Polyester flock type Primaflock». Связующим элементом служат особые волокна, что обеспечивает ее прочность, долговечность и виброустойчивость батарей. Аккумулятор оснащен крышкой «каминного» типа. Данная конструкция предусматривает применение газоотводной системы, что позволяет устанавливать АКБ в салоне автомобиля без ущерба здоровью водителя и пассажиров.

В конструкции автомобильных батарей «Banner Uni Bull» (фото 14) используется исключительно кальциевый сплав вместо традиционных сурьмяных, что снижает расход воды до минимума. Благодаря этому устройство не требует обслуживания. Смоделированная с помощью компьютерных программ конструкция электродов, увеличенное поперечное сечение боковой решетки и современные сепараторы снимают внутреннее сопротивление в батарее. Это добавляет АКБ мощности в пусковых режимах. Четырехклеммная конструкция с универсальными клеммами позволяет устанавливать батарею более чем на 900 моделей авто. Конструкция ручек защищает батарею от короткого замыкания. Система защиты от вытекания электролита делает «Banner Uni Bull» помимо прочего еще и нечувствительным к опрокидыванию. Способ крепления пластин к основанию корпуса предохраняет АКБ от коротких замыканий и делает ее устойчивой к вибрации.

В конструкции предусмотрена система, предотвращающая возгорание.