ГАИ выдает «липу»?

Несколько лет назад ГИБДД начала усиленно пропагандировать так называемые международные водительские удостоверения (МВУ). Они, мол, пригодятся российским водителям при поездках за границу. Не тут-то было...

Несколько лет назад ГИБДД начала усиленно пропагандировать так называемые международные водительские удостоверения (МВУ). Они, мол, пригодятся российским водителям при поездках за границу. Не тут-то было...

Отечественная автомобильная инспекция утверждает, что во многих странах дорожная полиция с подозрением относится к нашим национальным «правам», а прокатные конторы не всегда дают по ним машины туристам. В общем, лучше выезжать за рубеж с МВУ. Тем более что у международных «прав» есть еще одно преимущество, достоинства которого сложно оспаривать: за рубежом по ним можно ездить и без национальных «корочек». То есть нам предлагается полноценный и официальный документ, дающий право управлять автомобилем за пределами России. На всякий случай обзавестись им решил и я. И не зря — засветила командировка в Южную Корею, а организаторы автотура настойчиво рекомендовали ехать в эту страну с МВУ. Кстати сказать, получить документ несложно: требуется лишь медицинская справка и фотографии. Солидность этой книжечки впечатлила не меня одного…

В Корею взял только международные «права». Но они не пригодились: за 10 дней и 2000 км пути полиция так ни разу никого из русской колонны не остановила. В следующую поездку за рубеж вновь взял лишь МВУ.

Белоруссию, Литву проехал без проблем. Однако при въезде в Латвию сотрудник пограничной полиции посмотрел на МВУ как баран на новые ворота и объявил, что предъявленная мною книжечка не является документом, дающим право управлять автомобилем. И поинтересовался, имеется ли с собой национальное удостоверение. Конечно, есть, ответил я, вот тут даже номерок его имеется (показал на титульный лист МВУ), но с собой не захватил.

— Мы не можем вас пустить в Латвийскую Республику за рулем автомобиля без водительского удостоверения даже при наличии визы. То, что вы показали, это не лицензия водителя, а все что угодно: ее перевод, дубликат, копия… Без российского удостоверения это недействительно, — отрезал страж порядка...

Пришлось стоять на границе и ждать человека, у которого есть «права» и который не сидит за рулем. На выезде из Латвии ситуация повторилась. Но поскольку не выпустить меня латыши не могли, им оставалось только недоумевать. В не меньшем недоумении вернулся в Москву. Что же за документ мне выдали почти за 300 рублей? Неужели «липу»? Ситуацию прояснил начальник отдела ДОБДД, курирующий выдачу водительских удостоверений:

— Требование латвийских должностных лиц предъявить российское водительское удостоверение совершенно законно. МВУ действительно только при предъявлении национальных «прав» любого образца, — огорошил меня Виктор Кирсанов.

— Почему же тогда такой важный момент не прописан в самом МВУ?

— Вот это действительно упущение. Дело в том, что раньше, до прошлого года, ездить по МВУ за рубежом можно было и без российского оригинала. Однако в апреле 2006 года в Конвенцию от 1968 года были приняты очередные изменения (это происходит регулярно. — Авт.), в соответствии с которыми МВУ теперь можно использовать только при наличии национального удостоверения. Сделано это из-за того, что нынешний образец МВУ слишком слабо защищен от подделок...

Получается, что вышеупомянутые изменения в Конвенцию 1968 года сильно ограничили водителей в правах.

Пока изъятое где-нибудь под Пензой водительское удостоверение перешлют куда-нибудь под Вологду, пройдет не один месяц. И выходит, что хотя водитель «прав» еще не лишен (и скорее всего лишен не будет), но «рулить» за рубежом уже не может! А если удостоверение утеряно, на его восстановление уйдет много недель, в течение которых ездить придется по временному разрешению, но за рубежом оно также недействительно. Вот и получается, что лучше купить откровенную «липу», сделанную на американский манер, и ездить по ней по всему миру, чем по легальному МВУ, выданному российской ГАИ. Зачем же тогда оно нужно?

КСТАТИ

Ситуация с международными «правами» абсурдна и смешна: чтобы подтвердить подлинность международного водительского удостоверения, необходимо иметь при себе национальное. Это все равно что российским паспортом подтверждать подлинность загранпаспорта... Однако данное изменение в Конвенцию принято не случайно. Виной всему эмигранты, заполонившие Европу. Дело в том, что в Старом Свете «корочка» шофера — удовольствие не из дешевых. Обучение в автошколе стоит около 1500 евро, еще столько же надо выложить за экзамен. Ушлые приезжие, дабы сэкономить средства на «правах», стали совать полицейским фальшивые МВУ (благо степеней защиты у этой «корочки» раз-два и обчелся). Да чего греха таить, и наши соотечественники, лишенные в России «прав», тоже частенько колесили по «европам» с подделкой в кармане. Собственно говоря, это и вынудило внести изменения в дорожную Конвенцию. Поэтому с весны 2006 года МВУ без национальных «прав» — обыкновенная бумажка.