ОКОЛЕСИЦА

Придумать что-то принципиально новое в сфере производства покрышек производителям удается не так уж и часто. Конструкторы придумывают новый рисунок покрышки и сорт резины, которые на какие-то проценты более эффективны, например, на льду. При этом рядовой автолюбитель скорее всего этих нюансов в повседневной езде не заметит — просто резина будет время от времени незаметно спасать его от ДТП.

По науке зимние шины «предназначены для работы на очищенных от рыхлого снега покрытиях, сцепные качества которых оцениваются от минимального (гладкий лед) до небольшого (укатанный снег)». Покрышки, предназначенные для зимней езды, как правило, обладают крупным рисунком протектора.

«Шашечки» и канавки по сравнению с летней резиной выражены тут гораздо четче, причем глубина последних может достигать 10 мм. Боковинам «шашечек» присущ сложный рельеф, улучшающий сцепные свойства колеса.

Вообще все элементы рисунка покрышки максимально приспособлены для сцепления с обледеневшей дорогой: каждая его часть по отношению к поверхности должна образовывать ступенчатую острую грань. Этими кромками резина и цепляется за микронеровности дорожного покрытия, которые есть даже на зеркальном с виду льду. Именно по этой причине зимние шины чаще, чем летние, бывают направленными, то есть их свойства кардинально зависят от направления вращения. Чем более разветвлен рисунок протектора и соответственно больше деформируемых прорезей в пятне контакта колеса с дорогой, тем лучше его сцепление с ней. Огромную роль в улучшении «зимних» свойств покрышки играет сорт резины. Зимняя шина должна быть мягкой. Более мягкое колесо не становится каменным на морозе и «липнет» к дороге.

У мягкости есть только один минус — ускоренный износ. По сравнению с «летними» собратьями «зимние» живут процентов на 30 меньше. Дело тут не только в мягком материале, но и в более агрессивном рисунке протектора, из-за которого резина «стачивается» о дорогу в ускоренном режиме.

Новая зимняя шина от компании «Toyo» представляет новое поколение специальных зимних нешипованных шин Garit G4 (фото 1). Ее производство началось в апреле 2007 года. Разработка шины проводилась с использованием новейшего метода компьютерного моделирования поведения колеса на дороге DSOC-T.

Помимо специальной резиновой смеси с добавлением силикона в состав шины внесен порошкообразный компонент, придающий резиновой поверхности большую шероховатость. Благодаря этому поверхность шины имеет рельефный профиль из 7 миллионов микрошипов. Состав резины со специальными компонентами позволяет шине не твердеть при низкой температуре и обеспечить сохранение изначальных свойств шины даже при значительном износе. Блоки протектора с пилообразными кромками, разделенные разнонаправленными самозатачивающимися ламелями, придают шине отличные тяговые и сцепные характеристики на снегу и льду.

«Паукообразная» ориентация ламелей придает колесу дополнительные тяговые и сцепные свойства и снижает риск сноса при выполнении резких поворотов и перестроении. Боковые вынесенные грунтозацепы и пилообразные ребра блоков протектора и центральной полосы позволяют шине эффективно проходить заснеженные участки дороги.

Зимняя покрышка Kama Euro-518 (фото 2)обладает двухслойным протектором. Верхний слой с высоким содержанием натурального каучука сохраняет эластичность при низких температурах. Нижний, имеющий более плотную текстуру слой обеспечивает блокировку шипа и гарантирует длительный срок эксплуатации ошиповки.

Кроме того, конструкция покрышки отличается высокими показателями износостойкости. V-образный рисунок канавок протектора способствует быстрому самоочищению шины от снега и грязи.

И состав резины протектора нешипованной Kumho Ice power KW21 (фото 3), и увеличенное количество ламелей придают шине свойства шипованных аналогов. Благодаря увеличенной ширине протектора этой покрышки улучшено ее сцепление на скользкой поверхности. V-образные канавки, характерные для рисунка покрышки, предотвращают заносы на поворотах. Острые кромки блоков протектора и шероховатая поверхность улучшают сцепление с дорогой при разгоне и торможении. Сцепные свойства на снегу и льду серьезно улучшены с помощью максимально плотного взаиморасположения ламелей. Упрочненный состав резины боковой части шины предохраняет ее от внешних повреждений.

Конструкция новой нешипованной зимней шины Michelin Latitude X-Ice (фото 4)призвана обеспечить высокий уровень комфорта в суровых зимних условиях. Резиновая смесь шины Latitude X-Ice разработана таким образом, чтобы оптимально работать в диапазоне от –30 до 0 градусов. Для этого используется технология ламелизации «stabiligrip», заключающаяся в сочетании двунаправленных ламелей и ламелей с изменяемой геометрией. Это увеличивает количество цепляющих кромок и улучшает тяговые свойства на снегу и льду. При этом обеспечиваются продольная и поперечная жесткость блоков протектора и стабильность управления на всех типах зимних дорог. Кроме того, уникальный дизайн плечевой зоны шины создает «эффект гусеницы», обеспечивая дополнительное тяговое усилие при движении в глубоком снегу, а также облегчая выезд из колеи.

В сезоне 2007/2008 концерн «Nokian Tyres» предлагает новейшую модель зимней покрышки — Nokian Hakkapeliitta 5 (фото 5). Высокое сцепление Nokian Hakkapeliitta 5 обеспечивается несколькими техническими нововведениями. Одно из них — так называемый «медвежий коготь», улучшающий работу шипа.

«Медвежий коготь» представляет собой острый ногтеобразный край, идущий по краю ламели на передней грани шашки протектора. Он удерживает шип в перпендикулярном положении во время касания шины дорожного полотна при торможении и в поворотах. Зимняя шина Nokian Hakkapeliitta 5 имеет усовершенствованные четырехгранные шипы. Твердосплавная вставка шипа и нижний фланец в основании, а также сам корпус шипа теперь тоже четырехгранные. Сдвоенное строение шашки в центральной части протектора существенно улучшает стабильность вождения и чувствительность управления. Удлиненные шашки в плечевой зоне обеспечивают сцепление на снегу и улучшают боковую стабильность шины на подтаявшей дороге.

При создании протектора Nokian Hakkapeliitta 5 используется четыре разных резиновых смеси. Это позволяет добиться оптимальной деятельности различных участков шины. Использование четырех различных резиновых смесей улучшает сцепление, стабильность вождения и работу шипов. Благодаря новому строению протектора шум от шины снижается до ненавязчиво тихого звука.

Компания «Бриджстоун СНГ» этой осенью представляет на российском рынке новую зимнюю нешипованную шину Bridgestone Blizzak WS60 (фото 6). Применение запатентованного трубчатого микропористого состава резины протектора улучшает эффект микрооттока водяной пленки из пятна контакта. В состав этого протектора входят так называемые bite-частицы — особые микрошипы, которые вгрызаются в поверхность, обеспечивая повышенное сцепление с обледеневшей зимней дорогой. В резиносмесь включен специальный RC-полимер, отвечающий за ее эластичность как при минусовых, так и при плюсовых температурах. Специальные химические компоненты улучшают сцепные свойства шины на влажном покрытии, сохраняя при этом ее высокую износостойкость. При создании шины WS60 были применены новые трехмерные ламели с поддерживающей стойкой, благодаря чему даже при большой нагрузке во время торможения сохраняется высокая жесткость и неподвижность блока протектора. Blizzak WS60 обеспечивает эффективные тормозные свойства как на льду или на снегу, так и на асфальте.

Зимняя покрышка Matador MP 51 Sibir2 (фото 7) может похвастать новым симметричным типом рисунка протектора. Усовершенствованная конфигурация поперечных канавок обеспечивает сцепление с заснеженной и утрамбованной поверхностью и повышает проходимость автомобиля по бездорожью. Периметральные канавки отвечают за устойчивость на влажных поверхностях. Расположение ламелей повышает свойства шины на мокрой дороге и способствует хорошему сцеплению с дорожным покрытием. Шипообразный рисунок и схема ошиповки протектора повышают безопасность движения на обледенелой поверхности. Имеется возможность ошиповки этой покрышки. Эксперты рекомендуют использовать MP 51 Sibir2 для эксплуатации на асфальтовых дорогах, частично покрытых снегом и льдом, особенно учитывая ее высокие сцепные свойства на заснеженном и обледенелом дорожном полотне.

При разработке автошины Yokohama Ice Guard IG20 (фото 8) инженеры компании учли все условия, в которых будет эксплуатироваться данная модель. Ее резина имеет микропористую структуру (порядка 3,3 миллиарда пор), которая очень эффективно эвакуирует из пятна контакта водяную пленку толщиной до 60 микрометров. В пятне контакта IG20 при движении создается избыточное давление, за счет которого микропоры впитывают водяную пленку, позволяя ламелям и канавкам отводить воду в полную силу. Когда же рассматриваемый участок колеса выходит из контакта с мокрой дорогой, вода под действием центробежных сил выбрасывается из микропор. Резина автошины IG20 остается мягкой даже при температуре –45 градусов ниже нуля. Еще одной особенностью является твердость раковин микропор. В движении эти микрокромки вгрызаются в любую поверхность, будь то асфальт, твердый снег или лед, повышая таким образом сцепление с дорогой. На боковые поверхности блоков автошины нанесены специальные диагональные насечки, которые служат для перераспределения напряжений, возникающих при резких торможениях и разгонах. Блоки протектора за счет применения состава с жесткой оболочкой меньше подвержены деформациям. Соответственно и износ протекает более равномерно.

КСТАТИ

По поводу того, какие шины — с шипами или без — лучше для зимы, общепринятого мнения не существует. И у тех, и у других шин есть как преимущества, так и недостатки.

Главные достоинства нешипованной резины — хорошие показатели сцепления в условиях сухого асфальта и на снегу. Но эти шины имеют существенный недостаток. На голом льду на фоне «шиповок» они выглядят довольно бледно. Шипованные шины лучше работают на льду и накатанном снегу, а на чистом асфальте шипы иной раз могут сработать как коньки на льду.

Конечно, зимой в городе асфальт превращается в каток не часто, и кажется, что шипами можно пренебречь. Но, с другой стороны, никто не даст гарантии, что именно вы застрахованы от такой ситуации. Поэтому в некоторых скандинавских странах запрещено зимой использовать автомобиль, не «обутый» в шипованные шины. Не стоит забывать, что если уж «ставить шипы», то на всех колесах сразу. Полумеры типа «шиповки» только спереди или только сзади — провокация ДТП.