ХИМИОТЕРАПИЯ

Использование присадок для моторного масла, топлива, а также средств для очистки разных систем и механизмов автомобиля имеет одну общую черту с приемом лекарств. Использовать стоит только проверенные «снадобья» и строго в соответствии
с инструкцией по применению.

Бензин содержит смолы. Даже самые высококачественные его сорта могут содержать от нескольких десятков до сотен миллиграммов смолистых веществ на литр. Дизельные топлива содержат их еще больше. Напомним, что смолы состоят из веществ кислотной природы и очень плохо растворяются в топливе, легко откладываются на металлических поверхностях: стенках бака, магистралей и других деталях топливной системы. Попадая в камеру сгорания, они преобразуются в твердые отложения — нагар. Закоксовывание свечей и форсунок, потеря подвижности поршневых колец, засорение карбюратора, топливопроводов, топливных
баков и выпускного коллектора обычно приводят к повышению дымности и токсичности отработанных газов.

Снижается мощность двигателя, увеличивается расход топлива и масла. Нагар неизбежен, но количество его можно регулировать, поддерживая двигатель в состоянии, близком к новому. Небольшой нагар допустим. В достижении этой цели могут оказать помощь именно моющие присадки к бензину — своеобразные средства оперативного регулирования качества топлива.

Присадки к топливу (хотя некоторые из них и называются «очистителями») предназначены для увеличения растворимости смол в бензине или дизельном топливе. Бензин с присадкой должен растворять уже имеющиеся отложения, по возможности переводить воду, имеющуюся в топливном баке, в мелкодисперсное состояние — мелкие капли, не мешающие горению топлива.

Проводить «курс лечения» присадками рекомендуется через каждые 2000—10 000 км пробега автомобиля. В зависимости от типа топливной системы выпускаются присадки для карбюраторных и инжекторных двигателей.

Карбюраторные присадки помимо моющих должны обладать еще и антиобледенительными качествами. Дело в том, что атмосферная влага постоянно попадает в карбюратор, а инжекторы от этого избавлены. Присадки обеих типов обладают свойством частично связывать попавшую в бензин воду. Но не стоит надеяться, что одна «доза» химиката свяжет целый литр воды, оказавшейся в бензобаке. Для этого потребуется несколько «процедур». Для топлива существуют и универсальные присадки, например, универсальная присадка в бензин, очиститель клапанов и комплексная присадка. Действие их направлено в основном на очистку всей топливной системы: камеры сгорания, топливопроводов, впускных клапанов и др.

Идеальным препаратом можно назвать тот, который не только удаляет отложения, но и образует на деталях защитную химическую пленку, замедляющую процесс коррозии. И конечно же, эффективен в своем основном «амплуа» — удалении загрязнений из системы и профилактике их накопления на деталях. Моторные масла различных производителей по большому счету отличаются лишь набором присадок. Основы масел (синтетические или минеральные) практически аналогичны друг другу. Зато фирменные присадки представляют собой сложнейшие органические соединения, способные снижать трение, уменьшать вероятность задиров, создавать тончайшие пленки на поверхности металла и т.д. Присадок великое множество, а рецептур на их основе еще больше. Только запатентованных веществ-присадок тысячи, причем у каждой фирмы свои.

Казалось бы, улучшить свойства масел невозможно.Наиболее часто употребляемые модификаторы можно условно разбить на три группы. Первая — содержащие порошки металлов, чаще всего меди. Диаметр частиц металла в подобном модификаторе играет ключевую роль. Действительно, если он окажется чуть больше допустимого, частицы металла осядут на дно, а то и вовсе останутся в масляном фильтре. Порошки металлов (и меди в том числе) кроме желаемого физического эффекта устранения микродефектов поверхностей могут химически взаимодействовать с достаточно широким кругом органических соединений, изменяя в том числе и структуру присадок. Результат может быть самым непредсказуемым.

Следующий тип модификатора — порошки инертных неорганических соединений (графит и сульфиды металлов).

По механизму действия они похожи на металлические порошки. Преимущество — в химической инертности.

Недостаток — в малой механической прочности. Графитовый модификатор принесет наименьшую пользу, так как осаждаемые частицы графита будут постоянно выгорать и механически истираться. На совести изготовителя остается качество графита. Он бывает мягким и твердым в зависимости от количества примесей.

В последнем случае он будет работать как обыкновенный абразив со всеми вытекающими последствиями.

Третья группа модификаторов — перфторуглеводороды. Широко известные фторопласт и тефлон не что иное, как разновидности перфторуглеводородов. Преимущества их очевидны: низкое трение и химическая инертность.

Но малая их часть все же попадает в камеру сгорания по стержням клапанов, остается на стенках цилиндров.

Особенно на изношенном двигателе. И там при высоких температурах они разрушаются с выделением крайне агрессивных веществ. Что происходит при этом с металлом двигателя и фирменными присадками, содержащимися в масле, одному богу известно. Так что если вы используете дорогие высококачественные масла, про модификаторы лучше забыть. Если же вы эксплуатируете отечественный автомобиль и пользуетесь простейшими (отечественными же) маслами с минимальным количеством присадок, модификаторы использовать можно и порой нужно.

Очиститель двигателя «Формула-1» от «Sonax» (фото 1) разжижает окисленное масло, устраняет отложения и осадок с внутренних компонентов двигателя. Образует с маслом единую структуру и полностью удаляется вместе с отработкой. Препарат способствует нормальной работе клапанов и масляного насоса, восстанавливая компрессию и мощность двигателя.

Будучи нанесенной на какую-либо поверхность, консистентная силиконовая смазка от отечественного производителя «Nova» (фото 6) образует химически инертный и термостойкий полимерный слой с высокой антифрикционностью и активным влаговытеснением. Способствует устранению заеданий и скрипов в механических сочленениях, уменьшению трения в тросах и приводах. Улучшает изоляцию высоковольтных проводов в условиях высокой влажности, устраняет утечки тока. Предотвращает примерзание резиновых деталей в холодное время года.

Силиконовая смазка для защиты от коррозии и влаги «Arexons Silikon spray» (фото 4) обладает высокими смазывающими и водоотталкивающими свойствами. Работоспособна в температурном диапазоне от –40 0С до +260 0С. Препарат предназначен для обработки резиновых, пластмассовых и металлических частей и узлов автомобиля. Уменьшает износ резиновых уплотнителей (дверей, багажника, капота, стекол), предотвращает скрип и примерзание зимой.

Она герметизирует, защищает от коррозии и предотвращает утечку тока в электрических цепях автомобиля.

Защищает от изношенности гарнитуры, резиновые и пластмассовые части, натуральную и искусственную кожу.

Не требует натирки, при обработке «вскипает» на поверхности, эффективно проникая в микропоры обрабатываемой поверхности.

Компрессоры холодильных агрегатов появились еще в начале прошлого века. Производители первых автомобильных климатических установок не рассчитывали, что их продукция будет служить больше 2—3 лет.

Однако их долговечность оказалась намного больше. Причина феноменальной живучести связана с образованием на медных поверхностях трения пленки химического соединения меди и аммиака, резко снижающей трение. Побочный эффект долголетия — «обживание» с течением времени всяческими микроорганизмами внутренностей кондиционеров. Там для них почти идеальные условия — тепло и влажно.

Очиститель кондиционера «ABRO» (фото 5) содержит сильные моющие вещества, которые удаляют плесень, грибок и бактерии с внутренних поверхностей кондиционера. Как известно, именно жизнедеятельность этих организмов является основной причиной появления неприятных запахов из испарителя. Очиститель кондиционера «ABRO» может использоваться для любой системы кондиционирования воздуха и помогает поддерживать запах свежести в машине. Для очистки кондиционера достаточно 10 секунд распылять баллон «ABRO» в центральное вентиляционное отверстие агрегата.

Проще всего бороться со льдом в замках дверей с помощью специальных химических средств — размораживателей замков. Их основная функция понятна уже из названия, а принцип действия основан на взаимодействии спирта и «аш два о». Дело в том, что при контакте спирта со льдом происходит химическая реакция, сопровождаемая выделением тепла. А смесь спирта с водой имеет очень низкую точку замерзания. Во избежание повторной кристаллизации воды после испарения спирта в состав размораживателей вводят смазывающие и влаговытесняющие вещества.

К сожалению, наличие таких веществ отрицательно сказывается на размораживающих способностях препаратов, поэтому производителям при разработке подобных химикатов приходится искать непростой компромисс.

Существует два основных вида такой продукции — это размораживатели замков и размораживатели стекол. Основное их отличие друг от друга — наличие

смазывающих веществ. В составах, предназначенных для обработки стекол, эти компоненты отсутствуют, поэтому использовать препараты в замках можно, а наоборот — нет.

Размораживатель замков «ВЭЛВ» (фото2). Может применяться не только зимой, но и в теплое время года — для смазывания механизмов замков. Размораживатель имеет упаковку со специальным тонким носиком, с помощью которого содержимое можно легко влить в замочную скважину. Препарат представляет собой эффективное средство для размораживания и обильного смазывания механизмов.

Обрабатывая стекла машины составом «Nano Car Glass Sealing», автовладелец добивается улучшения видимости в плохих погодных условиях и уменьшения обледенения стекол в холодное время года.

При нанесении состава на поверхность образуется слой полимера, который преобразует молекулярный состав поверхностного слоя стекла, создавая устойчивую гидрофобную структуру с сильными защитными свойствами.

Препарат уменьшает истирающее воздействие «дворников» на лобовое стекло, защищая его также и от механического воздействия щеток автоматических моек старого типа, летящих песчинок и т.д. Эффект от одной обработки сохраняется не менее одного года или 20 000 км пробега.

Очиститель двигателя «Motorraum-Reiniger» от Liqui Moly (фото 3) — эффективное и бережное средство для очистки двигателя и всего подкапотного пространства от масел, жира, пыли, дорожной грязи,
остатков дегтя, битума и любых других загрязнений. Удаляет стойкие и застарелые загрязнения. Создает пленку, защищающую контакты и провода электрооборудования от попадания воды. При мытье с его помощью закрывать или дополнительно защищать распределитель и катушки зажигания необязательно. Использование состава безопасно для техники и людей. Применение препарата заключается в опрыскивании им загрязненных поверхностей и последующем (через 20 минут) смывании его сильной струей воды.

КСТАТИ

Интенсивность «выпадения осадков» в системе охлаждения авто зависит от двух факторов: качества антифриза и культуры обслуживания системы охлаждения. Подделки охлаждающих жидкостей наносят огромный вред двигателю. Экономия в 50 рублей на качественном антифризе может обернуться серьезными тратами на ремонт и двигателя, и системы охлаждения. Использование воды без предварительной ее подготовки также негативно влияет на срок службы двигателя. Вред наносят и герметики сомнительного происхождения, которые многие используют как панацею при течи радиатора.

НАША СПРАВКА

Бывалые автомобилисты делят моющие присадки в топливо на «хорошие» и «плохие». Присадки, выпущенные «плохими» производителями, по составу мало отличаются от выпущенных «хорошими» производителями.

Разница — в точном соблюдении рецептуры «снадобья». Если мы заливаем очиститель инжектора, произведенный известной фирмой, можно быть уверенным, что получим тот же результат, что и в прошлый раз, и в тысячный раз. Если мы используем присадку «левого свойства», ее действие будет очень резким, тем более что концентрация действующих веществ там чаще всего превышена не меньше чем на 20%. То есть вместо плавного, послойного, «бережного» смывания грязи подобная присадка начинает сбивать грязь кусками. Из-за этого «селевой поток» поднятой со дна бака мути мгновенно забивает топливный фильтр. Если бензонасос дает хорошее давление, а топливный фильтр приобретался по «остаточному принципу финансирования», возможен надрыв фильтрующего элемента, а все содержимое фильтра попадет в то, что в народе называется «инжектор». Естественно, это частный случай, но, думается, каждый автомобилист вспомнит человека, который рассказывал ему похожую историю.

КСТАТИ

При выборе присадки следует обратить внимание на некоторые тонкости. Предпочтение отдайте продукции производителя, выпускающего разные продукты для топливных систем с карбюраторами и отдельно для систем с инжекторами.

Дополнительные баллы при выборе придаст производителю наличие в ассортименте отдельных присадок для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском GDi.

Для первого применения лучше использовать половинную концентрацию присадки от рекомендованной производителем. Затем — максимальную. После этого можно вновь перейти на половинную концентрацию (для удержания установившегося минимального уровня отложений и загрязнений).

Для содержания в чистоте топливной системы присадку нужно заливать регулярно, то есть раз в 5—6 полновесных заправок. Есть мнение, что применение чистящих присадок неблаготворно сказывается на свечах, поэтому в случае применения свечей длительной эксплуатации лучше воспользоваться услугами фирм, производящих чистку топливной системы на специальных установках.