АВТОВОЙНЫ ПО-КИТАЙСКИ

В Китае выпуском легковых машин официально занимается более 120 предприятий. В Поднебесной развернулась настоящая война между крупными и мелкими производителями легковушек.

И от того, кто выйдет победителем в этой борьбе, зависит, между прочим, и наше с вами автомобильное будущее.

Год назад внутренний рынок КНР нуждался в 7 миллионах легковых машин. Китайские товарищи с этой задачей справились на 110%, собрав 7,2 миллиона автомобилей. Но особой радости по поводу перевыполнения плана никто не испытывал. Ведь темпы роста внутреннего спроса на легковушки явно не соответствуют темпу наращивания производства. Уже к 2010 году китайские автопроизводители готовы ежегодно выпускать до 14 млн. единиц техники. По прогнозам аналитиков, внутренний рынок Китая к 2010 году будет способен «переварить» лишь 8—9 миллионов машин. И куда, скажите на милость, девать излишки и как противостоять обостряющейся внутренней конкуренции? Понятно, что вся надежда на экспорт. Тут и повышение статуса самого предприятия, автоматически зачисляемого в клуб мировых автопроизводителей, и увеличение общей прибыли, и защита от перепроизводства. Короче говоря, коммунистическое правительство Китая настоятельно рекомендовало своим автостроителям в срочном порядке осваивать новые рынки сбыта.

Автопром Поднебесной взял под козырек и практически в полном составе ринулся за пределы своего отечества. К слову сказать, только на последнем Московском автосалоне присутствовало более 22 китайских автомобильных брендов с более чем 60 моделями автомобилей. При таком обилии новых авто вроде надо хлопать в ладоши и в воздух чепчики бросать. Не тут-то было!

И речь вовсе не о праведном гневе японских и европейских автопроизводителей, у которых китайцы технично «слизали» экстерьеры своих машин, и тем более не об истерике, учиненной некоторыми российскими СМИ по поводу низкого качества и подозрительной дешевизны авто из Поднебесной. Дело в том, что китайцам не особо улыбается на чужой территории биться друг с другом в острой конкурентной борьбе.

Как мы уже сказали, в КНР легковые авто выпускают 124 завода. Из них 90—100 предприятий — мелкие фирмы, строящие свои машины по технологиям времен царя Гороха, качество этих авто соответствующее. Что, впрочем, не мешает сбывать их за пределами Китая, в том числе и в России. Выходит дешево, сердито и сверхприбыльно. Однако в последнее время крупные китайские автопроизводители пытаются любыми способами уничтожить мелких конкурентов, дискредитирующих качество китайских машин и серьезно мешающих осваивать иностранные рынки. Причем в ход идет не только поглощение автостроительной мелочи и инициация банкротств подобных автозаводиков. Курс взят на повышение качества, осваивание современных технологий, расширение модельного ряда и строительство новых заводов.

Недавно ваш корреспондент побывал на открытии нового завода легковых машин корпорации «Great Wall» в китайском городке Баодин. Надо сказать, в трудолюбии фанатам риса и соевого соуса не откажешь. Всего год назад руководители фирмы лишь вскользь говорили, что параллельно с выпуском пикапов здесь собираются запустить конвейер по сборке легковых машин. И вот вам пожалуйста: новенький, с иголочки, под завязку нашпигованный новейшим оборудованием завод, рассчитанный на ежегодный выпуск 200 000 единиц автомобилей различных моделей, готов к работе. Пока новый завод «заряжен» под выпуск двух моделей: малолитражки GWPeri и минивэна Cowry. Постановка других моделей на конвейер не за горами. За счет внедрения гибких технологий завод одновременно может производить до девяти разноплановых авто. Помимо «Great Wall» новые производственные площади появились и у компании «Hafei» в Харбине, и у «Lifan» в Чунцине.