Поджигатели

Что такое свеча зажигания и что она делает в автомобиле, знает самый распоследний «чайник». Сейчас на российском рынке присутствует столько брендов автомобильных свечей, что потребителю немудрено запутаться в красочных упаковках и зубодробительных аббревиатурах фирменной классификации.

Что такое свеча зажигания и что она делает в автомобиле, знает самый распоследний «чайник». Сейчас на российском рынке присутствует столько брендов автомобильных свечей, что потребителю немудрено запутаться в красочных упаковках и зубодробительных аббревиатурах фирменной классификации.

Главное условие нормальной «жизнедеятельности» свечи в камере сгорания — стабильность ее температуры при разных режимах работы двигателя, которая даже на холостых оборотах не должна опускаться ниже 380—400 градусов Цельсия. В этом случае на свече не образуются отложения, идет самоочищение. С другой стороны, в режиме максимальной нагрузки на силовой агрегат температура детали не должна превышать 850—900 градусов Цельсия. Выше этого порога топливовоздушная смесь будет иметь склонность к калильному воспламенению от перегретых участков свечи. После запуска мотора запальное устройство обязано как можно быстрее прогреваться до рабочей температуры, но не перегреваться потом, быстро и эффективно отдавая тепло через свой корпус головке блока цилиндров.

В первую очередь свечи различаются геометрическими параметрами корпуса. Главные из них — диаметр и длина резьбовой части свечи. Последний частенько называют «длиной рубашки». Кроме того, свечи разнятся значениями калильного числа. Численное значение этой характеристики тем больше, чем свеча «холоднее». «Холодная» менее интенсивно поглощает тепло из камеры сгорания, у нее высокое калильное число. «Горячая» нагревается сильней, и ее калильное число соответственно меньше. Рекомендации по выбору подходящей свечи для вашего «движка» очень простые: внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации — и ответ готов.

Свечи — расходный материал. Реальный средний срок службы свечи — примерно 30 000 километров пробега. Это, как говорится, не догма: часто встречающийся на отечественных заправках низкокачественный бензин заметно сокращает срок их жизни. То же самое происходит и при использовании высокооктанового бензина российского разлива, в котором велика доля металлсодержащих антидетонационных присадок, что визуально выражается в появлении на рабочей части свечи красноватого налета.

Вообще по состоянию свечи можно многое понять о характеристиках процесса сгорания топлива, составе смеси и качестве бензина. В нормальном состоянии керамическая «юбка» центрального электрода свечи равномерно покрыта серо-коричневыми или кофейного цвета отложениями. Выгорание электрода выражено умеренно.

Нагар в виде бархатисто-черного сухого налета копоти возникает, как правило, при переобогащенной воздушно-топливной смеси. Наиболее вероятные причины — неправильная регулировка карбюратора, сбой в системе управления инжекторного двигателя (например, отказ или неверные показания лямбда-зонда) или банальный засор воздушного фильтра.

Черный маслянистый нагар на электродах и изоляторе указывает на неправильный температурный режим работы свечи (ее калильное число слишком велико для данного мотора). Аналогичную картину дает попадание масла в камеру сгорания из-за износа направляющих втулок клапанов, маслосъемных колпачков и поршневых колец.

Абсолютная чистота изолятора, его девственно-белый цвет — признак перегрева свечи. Значит, ее калильное число слишком низко для таких условий работы. Если же в правильности подбора типа «запала» сомнений нет, то стоит проверить, не слишком ли большой выставлен угол опережения зажигания. Аналогично проявляется работа двигателя на бензине с низким октановым числом или обедненной топливовоздушной смесью.

Трещины на керамической «юбке» центрального электрода, приводящие в конце концов к сколам на его изоляторе, вызываются слишком ранним моментом зажигания и неправильной величиной зазора между электродами свечи.

Под маркой «РА-RUS» отечественному потребителю предлагаются свечи, произведенные на европейском оборудовании, по тем же технологиям и того же качества, что и многие известные марки. Их ресурс по многим показателям даже превосходит ресурс этих марок. Продукт выдерживает температурные перепады от +200 оС до –60 оС. Свеча экономит до 10% топлива.

Свечи зажигания «Finwhale» серии PRO имеют центральный электрод с медным сердечником. Корпус имеет гальваническое покрытие для повышения коррозионной стойкости. Форма теплового конуса изолятора изменена в целях ускорения прогрева свечи, кроме того, в материал изолятора добавлены специальные модификаторы, повышающие механическую прочность и электроизоляционные свойства.

Под маркой «Plazmofor» предлагаются плазменно-форкамерные свечи. Производитель позиционирует их как общедоступное средство улучшения работы ДВС. Свечи «Plazmofor» обеспечивают улучшение динамических характеристик автомобиля. За счет самоочищения электродов потоком газов и большой рабочей поверхности электродов увеличивается ресурс свечи.

«Denso» предлагает свою новейшую свечу зажигания. Ее ультратонкие центральный и боковой электроды изготовлены из иридиевого сплава и закреплены с помощью уникальной технологии — круговой лазерной сварки. Тонкие электроды обеспечивают более сильную искру по сравнению с обычными свечами. Они минимизируют потери тепла в процессе роста фронта пламени.

Одной из последних разработок концерна «Bosch» стали свечи зажигания серии «Super Plus». Они отличаются высокой надежностью и защитой от коррозии за счет никель-иттриевого легирования центрального электрода. Заостренный боковой электрод обеспечивает лучшее зажигание, способствующее оптимальному сгоранию топливовоздушной смеси.

Ассортимент «ACDelco» включает свечи зажигания, перекрывающие потребности 90% парка европейских автомобилей. Фирменные многоэлектродные свечи производятся по технологии «скользящей искры», которая позволяет избежать загрязнения свечи и улучшает запуск при низких температурах. Пробег автомобиля между сменами свечей — около 60 000 км.