Айболит-166

Вот бы узнать: во что же выльется эта грандиозная затея с производством иномарок в России? Кажется, весь мировой автопром выстроился в очередь на право строительства у нас своих заводов. Правительство уже и заявки прекратило принимать, и отказало кое-кому даже…

Вот бы узнать: во что же выльется эта грандиозная затея с производством иномарок в России? Кажется, весь мировой автопром выстроился в очередь на право строительства у нас своих заводов. Правительство уже и заявки прекратило принимать, и отказало кое-кому даже…

Оно, конечно, понятно: авторынок страны год от года растет неимоверными темпами, обещая в ближайшей перспективе стать едва ли не крупнейшим в Европе. Шутка ли, уже Италию обошли, Германию не сегодня завтра обгоним (а немцы, к слову, больше всех в Старом Свете машин покупают). Золотая жила, одним словом. Айда участки столбить!

В строительство заводов можно, правда, и не вкладываться. Потерпеть, пока русские вступят в ВТО и снизят импортные пошлины. Но это когда еще случится, а рынок ждать не будет. Не могут же, в самом деле, продажи до бесконечности расти.

И пошло-поехало. О принципиальной готовности инвестировать в российскую экономику заявили едва ли не все гранды мирового автомобилестроения. А инвесторов у нас любят: они откаты дают хорошие. Да и чем черт не шутит — может, и отечественный автопром иностранцы реанимируют. Все же передовые методы организации производства, прогрессивные технологии.

А в качестве дополнительного стимула зарубежным автопроизводителям, как водится, посулили льготы: правительственным постановлением за №166 были установлены пошлины в размере 0—3% на ввоз комплектующих для сборки автомобилей. Причем действующие предприятия могут пользоваться льготами семь лет, а вновь создаваемые — восемь. В течение этого срока инвестор должен локализовать выпуск запчастей на 30% и организовать сборку, сварку и окраску кузова.

Предложение МЭРТ иностранцам понравилось. За два с половиной года, отведенные на размышление (прием заявок прекратили 10 ноября), подписано свыше полутора десятков инвестиционных соглашений. Общий объем вложенных в эти проекты средств — $2,5 млрд. (по оценкам МЭРТ, в перспективе может вырасти до $5—6 млрд.), а совокупные мощности составляют 1 млн. авто. Кстати, на «промышленную сборку» иномарок подписались не только зарубежные, но и отечественные производители. Активно наращивают выпуск действующие автозаводы, строятся и закладываются новые.

Впрочем, оптимизм от все возрастающего присутствия иностранцев в отечественном автопроме разделяют далеко не все. На развитие собственно российского автомобилестроения это практически никак не влияет, даже тормозит его. Надежды на возрождение отрасли через лицензионную сборку себя, похоже, не оправдали. Выпуск высокотехнологичных компонентов в России невыгоден. Даже наиболее старые из действующих иностранных проектов до сих пор не выполнили требований по локализации производства комплектующих (но уже получили очередную отсрочку по 166-му постановлению).

Вот и получается, что «промсборка» решает только проблему насыщения рынка. Хотя и потребители не в восторге. Каждый проект сопровождается уверениями в заметном снижении цен на автомобили местного производства, однако на деле этого не происходит. И то сказать: кто же станет продавать товар задешево, если его и по высоким ценам расхватывают.