КРУТОЙ МАРШРУТ

Автомобильные навигационные системы ударными темпами превращаются в мультимедийные устройства. По самым скромным оценкам, с 2008 года рынок автомобильных навигационных систем в России составит не менее 10 000 устройств в год и будет расти внушительными темпами.

До последнего времени автомобильная спутниковая навигация была для российских автомобилистов не более чем
дорогостоящей игрушкой, малоприменимой на отечественных просторах. Препятствием служили отсутствие официальных карт крупного масштаба и законодательные ограничения на точность определения местоположения. Но, похоже, в ближайшем будущем отечественный рынок автоэлектроники ждет что-то вроде навигационного бума. Во-первых, Минобороны России сняло ограничения по точности определения координат объектов в рамках использования национальной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС). А во-вторых, к концу 2007 года зона охвата ее спутников покроет всю территорию России.

Спутниковая навигационная система NAVISTAR-GPS, или просто GPS (Global Positioning System), — глобальная система определения координат — была создана военным ведомством США. Первый ее спутник запустили на орбиту в феврале 1978 года, и сегодня их число составляет 24. Спутники объединены в общую сеть с наземными станциями слежения. GPS-приемник, используя сигнал нескольких спутников, рассчитывает расстояние до каждого из них, сопоставляет информацию и вычисляет свои координаты. Для определения широты и долготы необходимо получить сигналы с трех спутников, а для определения высоты над уровнем моря — с четырех. Аналогичная система спутниковой навигации (ГЛОНАСС) существует и в России. Первый спутник этой системы вышел на орбиту в 1982 году, а в 1993 году ГЛОНАСС сдали в эксплуатацию. Отечественная система отличается от GPS более высокой точностью и защищенностью. После длительного периода «разрухи» в этой сфере Россия к нынешнему моменту восстановила ее работоспособность. Планируется, что в 2008 году военные откроют доступ к ресурсам системы для граждан.

Одновременно стартует свободная продажа, с позволения сказать, «ГЛОНАСС-навигаторов» (существует же название «GPS-навигатор»!). Как обещают создатели этого чуда отечественной инженерии, прибор будет не только принимать сигналы отечественных спутников, но и общаться с космическими аппаратами потенциального противника, из которых состоит система NAVISTAR-GPS.

Между тем и европейцы решили обзавестись независимой от США системой спутниковой навигации, которая будет называться «Galileo». Ее запуск намечен на 2008 год. Похоже, что многолетняя монополия на сервис по определению собственных координат из рук США ускользает.

Принцип работы GPS-приемников одинаков: все они вычисляют свои координаты, основываясь на сигналах от спутников. Главное различие между ними — в функциональных возможностях. Стоимость самого примитивного и соответственно дешевого приемника составляет около 4000 рублей. Автомобилисту такой не подойдет, ведь просто знать свои координаты ему мало. Необходимая функция автонавигатора — возможность загрузки карт различных регионов. Она предполагает наличие достаточного объема внутренней памяти или разъема для подключения картриджа внешней памяти. В последнее время среди производителей навигационного оборудования стало хорошим тоном наделять свои детища мультимедийными способностями. USB-вход, возможность воспроизводить музыкальные файлы подавляющего большинства типов считается чуть ли не само собой разумеющимся.

Вообще же с каждым годом все явственнее проявляется тенденция, размывающая четкие границы между классами электронных устройств. Узкоспециализированные девайсы медленно, но верно уступают позиции смартфонам, коммуникаторам и «наладонникам» со встроенным GPS-модулем, автомобильным DVD-ресивером с возможностью подключения GPS-навигатора. «Чистый» навигатор становится уделом профессионалов — лесников, спасателей, представителей подобных профессий или же туристов-экстремалов. Да и те частенько отдают предпочтение карманным компьютерам с GPS-модулем.

Автомобильный навигационный блок от «Clarion» (фото 2) может использоваться как во время управления автомобилем, так и при поездке на велосипеде или прогулке пешком. При установке в автомобиле встроенного интерфейса hands-free «Bluetooth» он обеспечивает безопасное управление. Устройство способно работать и как проигрыватель аудиофайлов благодаря слоту SD/MMC.

4,3-дюймовый цветной ЖКД с сенсорной панелью управления оснащен защитой от солнечных бликов и яркого солнца. Основной процессор работает на частоте 400 МГц. Имеется встроенный тюнер RDS-TMC для приема дорожной информации. Для записи обновлений в электронные карты и подзарядки аккумуляторов имеется вход USB1.1.

Компания «Pioneer» (фото 4) представляет новейшую портативную навигационную систему «AVIC-S2» с русифицированным меню и интерфейсом, созданную специально для российского рынка. Она оснащена подробными картами Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. «Pioneer AVIC-S2» обладает тонким корпусом и цветным сенсорным LCD-дисплеем размером 3,5 дюйма, оснащенным специальным антибликовым покрытием. Вид карты можно настроить в двух вариантах — 2D или 3D, а экран автоматически адаптируется под дневное и ночное освещение.

С помощью дисплея также возможна работа с системой hands-free, которая обеспечивается интерфейсом «Bluetooth».

Новинка с оперативной памятью в 256 Мб имеет слот для дополнительных карт памяти SD (в комплект входит карта памяти на 512 Мб) и USB-порт. Также имеется MP3-проигрыватель. Стоит заметить, что «AVIC-S2» не позволит заблудиться и любителям пеших прогулок и походов.

Навигационная система «Challenger GN-40» (фото 5) включает большой яркий дисплей размером 4,3 дюйма и надежный кронштейн с поворотными механизмами, позволяющими расположить устройство в удобном для наблюдения месте салона автомобиля. GPS-приемник «Sirf star III» позволяет надежно и точно провести позиционирование на карте и отслеживать движение автомобиля с точностью до нескольких метров (на многорядных автострадах виден ряд, в котором движется ваше авто). Устройство может производить поиск таких объектов, как автозаправки, магазины, пункты милиции и т.д. В настоящий момент используется карта России с подробным представлением Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Достаточно подробно «прописан» ряд дорог, соединяющих самые крупные города России. В комплект системы входит SD-карточка объемом 1 Гб. Система «Challenger GN-40» также может использоваться в качестве мультимедийного плеера.

Компания «Blaupunkt» (фото 3) выпустила новую, полностью русифицированную модель навигационной системы «Lucca 3.3 ЕЕ». Она стала компактнее, удобнее в управлении, быстрее предшественника. Значительно улучшилась технология экрана: отсутствует «артефакт» при наблюдении экрана под любым углом через поляризованные очки. Приемник нового поколения «Centrality» с двухъядерным процессором «Atlas II». Прибор укомплектован последней версией карт от «ТелеАтлас»: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, сеть дорог европейской части России со всеми крупными городами в виде точек. Бесшовная навигация: при наличии карты Европы на SD-карточке можно проложить маршрут из Москвы в Париж с учетом всех пограничных переходов, с оптимизацией, исключив, например, паромы, платные дороги и т.п.

«Mystery MDD-7565NV» (фото 1) — это многофункциональный мультимедийный аппарат, дополненный системой навигации. Он выполнен в корпусе 2DIN. Ориентированием на местности здесь «заведует» модуль «Навител Навигатор 3.0» от компании «Навител», чье главное преимущество заключается в наличии беспрецедентно большой по меркам автонавигации зоны покрытия территории России. В этой навигационной системе используются подробные векторные карты городов и областей России с названиями улиц, номерами домов, станциями метро и другой важной информацией, помогающей ориентироваться как в мегаполисе, так и на местности. «Навител Навигатор 3.0» отображает на карте текущее положение автомобиля и, если использована функция автоматического прокладывания маршрута, способен голосом подсказывать водителю, когда и куда необходимо повернуть.

Широкоформатный дисплей навигатора «Garmin Nuvi 710» (фото 6) с диагональю 4,3 дюйма обеспечивает удобный просмотр карт и навигационных инструкций. Монитор гарантирует широкий угол обзора. «Nuvi 710» будет продаваться в комплекте с картами «Дороги России, версия 5.02», на которых отмечены гостиницы, рестораны, заправочные станции, банкоматы и т.д. Во время движения карта может отображаться как в двух-, так и в трехмерном виде.

Движение по маршруту сопровождается голосовыми подсказками. В память навигатора «Nuvi 710» можно загрузить свои собственные объекты, например, школьные зоны или расположение камер слежения. Сняв прибор с ветрового стекла авто, владелец может использовать устройство для пешей навигации.

КСТАТИ

Навигационная система «CityGuide» от компании «Адвантум» может работать на любых карманных и стационарных компьютерах, ноутбуках и других мобильных устройствах. Для полноценной навигации достаточно любого приемника GPS и сотового телефона. Система «CityGuide» автоматически получает и отображает на дисплее информацию о «пробках» в Москве и Санкт-Петербурге и прокладывает маршрут с их учетом. Мобильное устройство каждого пользователя системы «CityGuide» в автоматическом режиме передает обезличенную информацию об основных параметрах собственного перемещения по городу, после чего информация об актуальной обстановке становится доступной всем пользователям системы. Вместе с системой поставляются карты Москвы, Санкт-Петербурга, их областей, трассы Е105 (Москва—Санкт-Петербург), Эстонии, а также обзорная карта Европы и Азии. Производитель программного обеспечения постоянно следит за изменением картографической информации.

Небольшие изменения в карте поступают к пользователям автоматически, в среднем несколько раз в неделю. Тем самым отслеживаются изменения в дорожных знаках, введение и отмена одностороннего движения и запретов поворотов.

Программа «CityGuide» может рассчитать кратчайший или наиболее быстрый маршрут или маршрут без учета Правил дорожного движения, на случай экстремальной ситуации. В случае отклонения от намеченного маршрута или поступления обновлений дорожной обстановки система автоматически пересчитывает маршрут.