ГРУЗИТЬ, И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ!

Главный инструмент волшебного превращения легковушки в «гужевой транспорт» — багажник на крыше. Запросы и предпочтения у стихийных «дальнобойщиков» разные, и рынок предлагает практически все, чтобы они были удовлетворены.

У багажников не бывает межсезонного простоя. Летом они принимают на свои «плечи» рыболовные снасти, палатки или скарб при поездке в отпуск. Осенью пора вывозить урожай с дачи или из деревни. Зимой наступает время лыжных вылазок, катания на снегокатах и сноубордах. Весной на дачу и в деревню переезжает состарившаяся в городе мебель.

Весь имеющийся на прилавках ассортимент с минимальными оговорками можно разделить на две большие группы. В первую входят традиционные багажники, представляющие собой металлические решетки с креплением к водостокам крыши. Производят их как в России, так и в странах СНГ. Помимо размеров (полезной площади) конструкции отличаются друг от друга количеством крепежных опор (от четырех до восьми), разными антикоррозионными покрытиями и ценой.

Вторая группа — всевозможные реечные багажники. Это две металлические дуги, концы которых оборудованы узлами крепления к крыше. На них можно установить все что угодно: крепления для перевозки велосипеда, лыж, бокс для вещей. В магазинах и на рынках встречаются как турецкие или польские конструкции, так и отечественные. За багажниками европейских марок — шведских «Thule» и «Mont Blanc», немецкой «Atera», итальянской «Fapa» или чешской «Neumann» — придется ехать в специализированный магазин.

Традиционные металлические решетки из первой группы, чей «ареал обитания» — крыши отечественных авто, пригодны для перевозки любых грузов: стройматериалов и мешков с картошкой, велосипедов и холодильников. Бортики по бокам удобно ограничивают нежелательные перемещения багажа. Они же могут помешать погрузке громоздких вещей. Борта по периметру еще лучше, если возить какие-нибудь тюки, но при транспортировке длинномера они помешают. Чтобы багажник и твердый груз не царапали друг друга во время перевозки и погрузки, между ними прокладывают что-либо мягкое. Старое тряпье или несколько сложенных вместе газет вполне подойдут. Крепить поклажу удобно резинками с крючками, получившими в народе прозвище «краб», или надежной веревкой.

С помощью дуг на крыше, отнесенных нами ко второй группе багажных устройств, удобно перевозить что-то вроде досок или холодильника. Мешок с картошкой на них не уложить. Желающим получить от дуг универсальность придется озаботиться приобретением дополнительных аксессуаров. Вплотную приблизиться к возможностям обычного багажника поможет установка на дуги специальной «корзины». В большинстве случаев это устройство напоминает кусок металлической лестницы — рама с поперечными планками. Напрягают пыль и влага, воздействию которых подвержен груз на багажной решетке, — покупайте бокс. Для перевозки велосипеда или лыж продаются специальные крепления, также устанавливаемые на дуги.

Популярные багажники для старых отечественных марок авто крепятся за водостоки крыши. Владельцам машин без таковых (например, семейства ВАЗ-2110) придется выбирать из реечных конструкций. Рынок предлагает им и владельцам иномарок сразу несколько видов опор. Большинство иностранных производителей продают такие крепежные комплекты отдельно от поперечин. Если покупать опоры и дуги отдельно, предпочтительно, чтобы они были одной фирмы. И аксессуары лучше покупать по тому же принципу. Экономить имеет смысл на дорогом товаре, например, боксе для вещей: вместо какого-нибудь «шведа» взять «чеха». Требование одно: «чужак» должен жестко крепиться к дугам.

Самое удобное крепление багажника — с помощью гаек-«барашков», которые можно затягивать рукой, без гаечного ключа. Среди отечественных креплений подобное найти сложно, для «иностранцев» же это норма. У легкосъемной конструкции есть только один минус — быстро снять ее может не только владелец, но и любой воришка.

Производители иногда снабжают крепления замочками, не забывая отразить свою заботу о клиенте в ценниках. Чем массивнее конструкция, тем больше проблем при монтаже. По этому критерию дуги стоят на две головы выше отечественных «решеток».

Бич любой железяки — ржавчина. Хуже всего приходится «россиянам», которых защищает только слой краски. Их оцинкованные собратья дольше противостоят коррозии. Реечные багажники защищены пластиковым покрытием и потому долговечней прочих.

Прежде чем приобрести «рюкзак» для вашего автомобиля, решите для себя, как вы планируете им пользоваться. Если речь идет об активном отдыхе (летом — велосипед, каяк, серф или туристическое снаряжение, зимой — лыжи или сноуборд), выбор марки багажника особой роли не играет. К любому из них можно подобрать специальные крепления.

При этом возможна комбинация креплений различных изготовителей. Если же вам чаще придется возить скарб или строительные материалы, больше подойдет багажник-«корзина» со специальной резиновой фиксирующей сеткой и комплектом «пауков». Можно приобрести закрытый багажник. Раньше считалось, что такие «боксы» предназначены исключительно для перевозки лыжного снаряжения — лыж, палок, шлемов для скоростного спуска и лыжных ботинок.

Однако в последнее время их возможности заметно расширились. Надо сказать, что и российские изготовители весьма успешно освоили производство «ящиков на крышу». «Боксы» последнего поколения благодаря своей форме (в виде профиля крыла) создают прижимающий эффект, компенсируя повышение центра тяжести. Но вовсе нет необходимости устанавливать багажники именно на крыше. Все чаще и чаще можно встретить автомобили, таскающие велосипеды, серфы или лыжи на конструкции, крепящейся на задний бампер и к пятой двери. Иногда они дополняются консолью для крепления к кронштейну установки запасного колеса джипа.

Сколь бы много ни говорилось о плюсах и минусах разных моделей багажников, решающим аргументом для покупателя всегда была цена. Приведенная таблица, может облегчить ориентацию в текущих прайс-листах.

НАША СПРАВКА

Стоимость багажных устройств и аксессуаров к ним

Тип багажника Цена (руб.)

Российская «решетка» 800—1600
Дуги отечественные 1000—2000
Дуги иностранные (без креплений) 1500—3500
«Корзина» 1500—4500
Крепления для дуг 1000—20 000
Адаптер для велосипеда 1600—3500
Адаптер для лыж 1500—3500
«Бокс» на крышу 5000—50 000