Слово и тело

Личного водителя главного гаишника страны, сбившего пешехода, уже пытаются вывести из-под удара. И очень успешно…

Качество людей становится все хуже. Народ пошел все наглей, циничней, беспринципней. Безответственность растет, последствия все опасней. Но пока многие проявления остаются вне общественного внимания, существует иллюзия относительного благополучия и даже начинает казаться, что все не так уж и плохо. Зато когда случаются события резонансные, очевиднее становятся запущенность общества в целом и ужасающе низкая мораль каждого в отдельности.

20 сентября прошлого года глухой темной ночью губернатор Костромской области Виктор Шершунов ехал на служебном Mercedes по делам в Москву. Как и полагается сановнику такого ранга, двигался он медленно и аккуратно, трепеща перед Правилами дорожного движения и очень стараясь никак не потревожить мирных граждан вокруг. Но ведь нашелся один отщепенец, нагло прервавший губернаторскую поездку. Водитель Андрей Никифоров на своем Ford Focus издали разгадал в тихо едущем «мерсе» губернаторскую машину, нагонявшую Focus сзади. И когда казалось, что на абсолютно пустом шоссе два автомобиля всегда нормально разъедутся, цинично подставил свою машину. В результате аварии губернатор и его высочайшего профессионализма водитель погибли. Хорошо еще, что органы правопорядка у нас социально ориентированы: когда им в руки попался виновник Никифоров, постарались сделать все, чтобы он не ушел от справедливого возмездия, вплоть до того, что не пускали к нему врачей в палату.

Чем все кончилось, неизвестно. Водитель исчез. Публично расстрелять его почему-то не удалось. Обвинить его в злом умысле так никто и не решился.

А еще раньше страна ужаснулась выходке Олега Щербинского, вздумавшего на федеральной трассе ехать по Правилам. Из-за чего погиб алтайский губернатор Михаил Евдокимов. Если кто помнит, Щербинского правосудие покарало, да вот люди почему-то вступились за него и не дали закону восторжествовать.

А тут и образцово-­показа­тельный генерал Кирьянов, главный законник наших дорог, никогда не позволяющий себе даже проехать на красный свет, тихо, с установленной в городе скоростью ровно в 60 км/ч полз на служебном Mercedes по Солянке. Как и полагается генералу, машиной управлял невиданно профессиональный водитель. Чтобы генерала на машине без спецраскраски цвета «серебристый металлик» было видно в потоке, сирена выла на всю улицу, проблесковые маячки сверкали, как зенитные прожекторы. Но несознательная 30-летняя гражданка Елена Федотова распознала-таки в плотном московском потоке машину главного придорожного милиционера и безапелляционно пошла на таран. Никаких подручных средств у нее не оказалось, поэтому генеральский лимузин она крушила собственной головой. Еле успев разбить лобовое стекло, была схвачена самим генералом и его водителем и вежливо засунута внутрь Mercedes. После чего водитель начал отвинчивать у машины номера, а генерал занялся проявлением заботы о резко пошатнувшемся здоровье 30-летней москвички. Циничные свидетели террористической атаки на г-на Кирьянова тут же заголосили, что сирена на машине молчала, проблесковые маячки не светили. Судя по совпадению их показаний, свидетели были заранее организованы и состояли в сговоре с набросившейся на машину Еленой Федотовой. Вероятней всего, эти же люди на руках переставили машину на встречную полосу, чтобы общественность получила неправильное представление о светлом образе генерала, который никогда не позволяет себе ездить по «встречке».

Когда 20 мая 2005 года сын нынешнего вице-премьера Сергея Иванова (а тогда министра обороны) подвергся нападению пожилой женщины Светланы Беридзе, назло прыгнувшей под автомобиль сыночка и так же назло ему скончавшейся, Иванов-старший заявил, что его сын в результате получил тяжелейшую моральную травму. Наглая выходка смертницы заставила его испытать тяжелейшие нравственные страдания. Жаль, что мы не узнали, как Родина компенсировала его душевные муки.

Зато ясно, как лучше всего поддержать генерала Кирьянова и его высокопрофессионального водителя. Надо обоих наградить. Водителя — не меньше чем орденом Мужества, а Кирьянову, пожалуй, пора добавить еще по одной звезде на погонах. А вот как наказать Елену Федотову за ее выходку, пока неясно. Кстати, пролежав два дня в нейрохирургическом отделении больницы среди алкоголиков и прочей публики с пробитыми головами, она заявила, что сама во всем виновата.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, почетный адвокат России:

— Это ДТП наглядно показало, что усиление ответственности для водителей, пролоббированное ГИБДД России, не решает проблемы аварийности в стране. Как мы видим, водителя генерала Кирьянова не остановили ни высокие штрафы, ни перспективы административного ареста.

А ведь еще два года назад президент Владимир Путин на заседании Госсовета, который, напомню, был посвящен проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, расставил приоритеты в борьбе с аварийностью: на первом месте — строительство новых дорог, на втором — оперативное прибытие бригад «скорой помощи» на места ДТП, на третьем — повышение качества подготовки водителей и реформа ГИБДД. Но руководители Госавтоинспекции и авторы драконовского законопроекта пошли по иному пути, ужесточив Административный кодекс РФ. А ведь если бы они начали не с репрессий, а с того, о чем говорил президент, то на месте данной аварии должен был появиться подземный пешеходный переход и трагедии не было бы.

Мне кажется, ГАИ пора прекратить перекладывать всю ответственность за столь плачевное состояние аварийности на водителей и заняться реформированием собственного ведомства.

Алексей РЕУТ, адвокат:

— На мой взгляд, в данной аварии виноват водитель главного гаишника страны. И вот почему: он выехал на полосу встречного движения, не включив при этом (со слов очевидцев) ни звуковую сирену, ни проблесковые маячки. Таким образом, водитель Кирьянова не имел законных оснований находиться на встречной полосе. Но даже если предположить, что «цветомузыка» на Mercedes шефа российской Госавтоинспекции была включена, водитель имел право отступить от Правил лишь после того, как убедился, что ему уступают дорогу (и водители, и пешеходы). А если произошло ДТП, значит, водитель в этом не убедился.

Тот факт, что сбитая девушка переходила дорогу в сотне метров от «зебры», не делает ее виновницей ДТП. Хотя, если постараться, из данной ситуации «обоюдку» все же можно «сшить». Но по опыту скажу, что если бы это был не автомобиль главного постового страны, то водитель железно был бы признан виновником инцидента.

Если водителя Виктора Кирьянова все же признают аварийщиком, то ему скорее всего грозит административная ответственность (думаю, что девушка получила либо легкий вред здоровью, либо вред здоровью средней тяжести). Для водителя это чревато лишением «прав» на срок до двух лет.

КСТАТИ

Финская газета «Etela Saimaa» сообщила, что полицейские страны задержали на границе с Россией главного гаишника Республики Карелия. По данным издания, руководителя ГИБДД Республики Карелия поймали за езду в состоянии алкогольного опьянения! Журналисты уверяют, что в крови высокопоставленного гаишника обнаружено 0,5 промилле. Причем, что самое интересное, руководителя ГИБДД задержали в тот самый момент, когда он ехал на международный семинар по безопасности дорожного движения!

НАША СПРАВКА

Пункт 3.1 Правил дорожного движения разрешает водителям автомобилей, оборудованных спецсигналами, в случае служебной необходимости, включая специальные звуковые и световые сигналы, отступать от некоторых требований ПДД, в том числе выезжать на встречную полосу и полосу общественного транспорта. Однако при этом нарушитель должен убедиться, что не создает помех другим участникам дорожного движения.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Погоны полетели с главного гаишника Украины Сергея Коломийца, его зама, начальника спецпод­разделения ГАИ «Кобра» и его заместителя Алексея Кожу. Поводом послужил неприличный жест, показанный Алексеем Кожу председателю Верховной Рады Украины Арсению Яценюку. Глава законодательного собрания спешил на работу, но тут на его пути возник г-н Кожу на личном Porsche. Когда водитель председателя «крякалкой» попросил уступить дорогу, окно Cayenne приоткрылось, оттуда высунулась рука с характерно оттопыренным средним пальцем.

Сотрудники госбезопасности, пробив номер авто по базе данных, ахнули: машина принадлежит замначальника гаишного спецподразделения «Кобра».

Вот как у наших соседей строго: генералов увольняют за одно лишь дорожное хамство подчиненных. В России же машина главного автоинспектора средь бела дня давит людей, а с генерала как с гуся вода!