Медвежья услуга

Стоимость полиса «автогражданки» после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО возрастет. И довольно прилично...

Стоимость полиса «автогражданки» после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО возрастет. И довольно прилично...

Российские автомобилисты ждали изменения в «автогражданку» практически с самого ее зарождения. Ждали, что у властей хватит ума и совести сделать тарифы более приемлемыми, надеялись, что страховщики будут нести ответственность за задержку выплат, и всецело верили в то, что вот-вот правительство РФ обяжет коммерсантов повернуть обязательное страхование лицом к народу. Однако без малого пять долгих лет ушло у высокого чиновного люда на осознание собственных ошибок, допущенных при написании и принятии закона об ОСАГО, и в конце прошлого года наконец-то были приняты изменения в «автогражданку». Увы, но и на этот раз законодательная ветвь власти дала промах, сотворив поправки по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Нет, в некоторых позициях «автогражданку» все таки удалось «очеловечить», но даже эти плюсы при ближайшем рассмотрении оказываются минусами. В этом убедился наш корреспондент Дмитрий ЗЛЕНКО.

1. Уже в самые ближайшие дни будет увеличено «денежное довольствие» для тех, кто получил увечья в ДТП. Если до принятия изменений максимальная сумма, на которую могли рассчитывать пострадавшие, составляла 240 000 рублей на всех участников аварии, то нынче на 160 000 «деревянных» может претендовать каждый, нуждающийся в лечении. Что касается летальных исходов, то и здесь законотворцы пошли навстречу покойникам и их «осиротевшей» родне — в случае смерти участника ДТП родственники получат гарантированную компенсацию в 135 000 рублей. Плюс страховая компания аварийщика оплатит затраты на погребение усопшего — при условии, что похороны будут стоить не более 25 000 рублей (минимальная стоимость услуг по погребению в Москве — не менее 50 000 рублей. — Ред.). А вот размер выплат по «железу», увы, остался без изменений: все та же «максималка» в 120 000 рублей, но не более 160 000 рублей на всех участников аварии.

+ 160 000 рублей — неплохая сумма для поправки здоровья (и на лекарства должно хватить, и на операции). Да и 135 000 рублей за потерю члена семьи — доселе неслыханная по российским меркам сумма.

- Только в России бесплатное медицинское лечение оказывается самым платным в мире. Официальные расценки на операции и последующее амбулаторное лечение относительно невелики, так что 160 000 рублей должно хватить за глаза. Но ведь современные эскулапы за успешное проведение операции, а затем за последующую обходительность персонала больницы просят подчас такие суммы, что страховая выплата в 160 000 рублей покажется песчинкой в космосе. Да и к тому же страховщики никогда не дадут деньги на то, что невозможно подтвердить официальными документами (читай — на взятку). К тому же, по оценкам экспертов, новшество увеличит размеры выплат страховых компаний на 12 млрд. рублей в год, что для этого бизнеса непосильное бремя.

2. Отменена необходимость страховать автоприцепы, а также клеить стикеры на лобовое стекло.

+ Прицепы в крайне редких случаях становятся причиной ДТП, поэтому их страхование на протяжении пяти лет было чистой воды выкачиванием денег из автомобилистов.

- Как получить страховую выплату, если чей-то «отстыковавшийся» прицеп шарахнет по вашей машине?

3. Отменяется понятие «внутренняя территория». То есть жертвы аварийщиков смогут рассчитывать на выплату даже в том случае, если ДТП произошло на заправке, стоянке и т.п.

+ Интересы водителей теперь более полно защищены. Ведь, собственно говоря, какая разница, где стукнулись машины: на проезжей части рядом с заправкой или на самой АЗС?

- Нововведение увеличит количество обращений, а следовательно, и страховых выплат. Так что страховщики будут искать лазейки, чтобы, как и прежде, не платить по «внутренним территориям».

4. Упраздняется льготный период, или, как его называли, 13-й месяц страховки.

+ Отсутствуют.

- Если раньше по истечении срока действия договора ОСАГО у автовладельца был месяц на продление полиса (то есть гаишники не могли штрафовать, страховщики должны были платить в случае аварии и сохранялись бонусы за безаварийную езду), то теперь всех этих благ автомобильный люд лишен. Не оплатил в срок страховку (болел, был в длительной командировке и т.д.) — считай, попал.

5. Появится так называемое прямое урегулирование убытков. То есть пострадавший от рук аварийщика автомобилист будет обращаться за выплатой не к страховщику оппонента, а в свою страховую компанию.

+ Не секрет, что есть проблемные страховые компании, из коих выбить даже копейку — большая проблема. Со своим страховщиком подобных проблем быть не должно, ведь тогда коммерсанты гарантированно потеряют клиента.

- У страховщиков до сих пор нет единой базы данных по полисам ОСАГО, поэтому сроки принятия решения по выплате могут увеличиться. «Прямое урегулирование убытков» возможно при условии, что в аварии фигурируют только два авто.

6. И вот закономерное развитие минусов «прямого урегулирования убытков» — с 15 до 30 рабочих дней увеличен срок рассмотрения заявления по страховому случаю. Зато введена ответственность для страховщиков: за необоснованный отказ или задержку выплаты коммерсанты будут платить автомобилистам штраф в размере ставки рефинансирования (около 9,5%) от суммы ущерба за каждый день просрочки. Правда, сумма штрафа не может превышать размера страховой выплаты.

+ Штрафные санкции могут заставить страховые компании более внимательно относиться к своим клиентам.

- Полтора месяца страховые компании могут тянуть резину, решая: платить или не платить. Караул!

7. Минимальный период страховки составит 3 месяца.

+ Для моторизованных дачников уменьшение минимального срока весьма удобно. Зачем платить за месяцы, когда авто стоит в гараже?

- Если учесть, что дачный сезон начинается в середине мая, а заканчивается в середине сентября, то минимальный срок следовало бы сделать длиной в 4 месяца. Да и стоимость 3-месячного полиса — аж 55% от годичного срока страхования.

8. С конца года моторизованные россияне смогут оформлять мелкие аварии, сумма ущерба в которых не превышает 25 000 рублей, без сотрудников ГАИ. При этом страховая компания обязана будет выплатить пострадавшему водителю деньги без лишних формальностей. Это станет возможным благодаря так называемому европейскому протоколу.

+ Ожидать наряд ГАИ, чтобы он запротоколировал царапину на бампере, можно часами. А европротокол избавит автомобилистов от нужды вызывать инспекторов. Соответственно должно стать меньше «пробок».

- Если не принять соответствующие поправки в ПДД и КоАП РФ, то европротокол окажет медвежью услугу аварийщикам, ведь (на языке закона) они будут оставлять место ДТП. А это нарушение карается жестко — административным арестом на срок до 15 суток. Страховщики, в свою очередь, видят другую проблему — по их прогнозам, введение европротокола обернется девятым валом страхового мошенничества. Поэтому страховые компании выступают за увеличение стоимости полисов ОСАГО, и Минфин им уже в этом помогает (разрабатывается новая сетка тарифов).

По оценкам независимых экспертов, уже к июлю-августу 2008 года надо ожидать повышения стоимости полисов на 10–15%. А к началу 2009 года «автогражданка» может подскочить в цене в два раза по сравнению с тем, что мы платим сейчас.