1411

По пробкам с... ветерком

Автомобильная жизнь Первопрестольной давно стала притчей во языцех не только для столичных жителей, но, пожалуй, и для всей России. Автопроблем в городе действительно хватает. И многое в их решении зависит от автоинспекции. Как столичная ГАИ борется с заторами, лихачами, организует оптимальное движение, рассказывает начальник УГИБДД ГУВД Москвы генерал-майор милиции Сергей Казанцев.
Поделиться

Автомобильная жизнь Первопрестольной давно стала притчей во языцех не только для столичных жителей, но, пожалуй, и для всей России. Автопроблем в городе действительно хватает. И многое в их решении зависит от автоинспекции. Как столичная ГАИ борется с заторами, лихачами, организует оптимальное движение, рассказывает начальник УГИБДД ГУВД Москвы генерал-майор милиции Сергей Казанцев.

— На заре принятия ужесточающих поправок в “автомобильную” главу Кодекса об административных правонарушениях и вы, и ваши “коллеги по цеху” говорили о том, что после повышения штрафов за отдельные виды нарушений ПДД количество аварий пойдет на убыль. Оправдались надежды?

— За первые месяцы 2008 года мы наблюдаем значительное снижение абсолютно всех основных показателей аварийности. В частности, если сравнивать первые три месяца этого года с аналогичным периодом 2007-го, то почти на 20% сократилось количество дорожно-транспортных происшествий, на 13% уменьшилось количество погибших в них людей, число раненых снизилось на 21%. По детям очень обнадеживающие цифры: только представьте: ни в январе, ни в феврале в столице в ДТП не погиб ни один ребенок, в то время как в прошлом году за каких-то два месяца под колесами авто умерли 5 ребятишек. Причем, обратите внимание, снижение основных показателей аварийности произошло на фоне непрерывно растущего автопарка Москвы.

— Ну такие позитивные цифры не мудрены, ведь чем больше машин на дороге, тем больше “пробок” и, следовательно, тем ниже скорость движения. Откуда ж взяться страшным авариям при таких скоростях?

— Дефицит магистралей — по нашим оценкам, городу не хватает как минимум 350—400 километров улично-дорожной сети — привел к тому, что транспортный поток стал очень плотным. Мы проводили мониторинг городских трасс, чтобы выяснить, сколько транспорта единовременно находится на дорогах и какова средняя скорость потока. Оказалось, что в утренние часы пик средняя скорость машин составляет 20 км/ч, а на отдельных участках автомобили едут со скоростью 10 км/ч. Это и не удивительно, ведь в “пиковые” периоды
(с 7 до 9 утра и с 6 до 8 вечера) на дорогах города единовременно находится до 600 000 машин! А не реже одного раза в сутки на дороги выплескивается аж 1 850 000 машин.

Чего греха таить, многие магистрали и транспортные узлы, особенно в центре города, уже работают на пределе своей пропускной способности. Я соглашусь, что “благодаря” заторам — поясню: имеются в виду низкие скорости движения — снижается тяжесть последствий в ДТП. Одно дело врезаться в чей-то автомобиль на скорости 10 км/ч и совсем другое — на скорости 60 км/ч и выше. Но вместе с тем не забывайте, что заторы, при всей своей безобидности, крайне негативно сказываются на безопасности дорожного движения. Люди нервничают, переживают, что могут опоздать на работу, а это некоторых, наиболее неспокойных и недисциплинированных водителей, побуждает идти на нарушения: например, объехать “пробку” по тротуару или того страшнее — по встречной полосе. И если до усиления санкций за эти виды нарушений для многих автомобилистов подобные маневры были обыденностью, то теперь “язык кнута” заставил абсолютное большинство водителей изменить модель поведения на дороге. Хотя, не скрою, нарушителей и сейчас хватает.

— Какие виды нарушений сейчас в “моде” у автомобилистов Москвы?

— Знаете, как ни странно, это превышение установленной скорости движения. Вот мы говорим, что от “пробок” не продохнуть, что, мол, пешком пройти Москву из конца в конец гораздо быстрее, чем проделать тот же путь на машине... Но если судить по выявленным нарушениям, то получается, что по улицам Первопрестольной можно погонять. Так, только за два первых месяца текущего года моими сотрудниками выявлено без малого 37 000 лихачей (более 2000 из которых лишились “прав”), в то время как за аналогичный период прошлого года любителей быстрой езды набралось только 26 000. Причем обратите внимание, что с 1 января 2008 года ответственность для лихачей стала намного жестче. Вероятно, водители это еще не поняли... На второе место можно поставить такое нарушение, как проезд на запрещающий сигнал светофора — 15 800 протоколов было составлено только за январь-февраль 2008 года. Впрочем, это на 16% меньше, чем в прошлом году. Третье место занимают те, кто управляет машиной в состоянии опьянения — их за два месяца набралось 2500 человек (за два месяца прошлого года — 3370). Это, как вы выразились, самые “модные” нарушения этого года. Но я уверен, что в скором времени госавтоинспекция навяжет нарушителям свою моду. Моду на законопослушную езду.

— Сергей Александрович, о чем вы говорите? Пока инспектора будут за взятки отпускать нарушителей, моду на езду по Правилам не сформировать...

— Если я скажу, что такой проблемы нет, то совру. Негодяи, пришедшие на службу в ГАИ исключительно за легкими деньгами, у нас, к сожалению, есть. Но мы не смотрим на эту ситуацию с позиций наблюдателей. Нашим контрольно-профилактическим отделом в прошлом году, по самым скромным подсчетам, было проведено более 500 проверок и спецмероприятий, цель которых — поймать за руку коррупционеров и уберечь от совершения уголовного проступка тех, кто только собирается вкусить “левый хлеб”. В итоге 142 сотрудника столичной ГИБДД были привлеченны к дисциплинарной ответственности, 10 из них уволены из органов внутренних дел. В отношении 16 инспекторов возбуждены уголовные дела.

— Инспекторов вы наказали, но ведь во взятках виновны и командиры, сквозь пальцы смотревшие на это безобразие. Может, порядок стоило наводить именно с руксостава?

— Одно другому не мешает. Кроме простых инспекторов в прошлом году были наказаны 36 руководителей подразделений ГИБДД Москвы за отсутствие должного контроля за личным составом с их стороны. Некоторые руководители даже были лишены занимаемых должностей. А вы как хотели? Начальник подразделения ГИБДД — это не мать Тереза, которая все прощает и ко всем милосердна. Если не можешь должным образом организовать работу коллектива, то освободи место для другого кандидата — более жесткого и решительного. Ведь мы в ГАИ не в бирюльки играем. От конкретного принятого руководителем решения зависят ни много ни мало, жизни автомобилистов.

ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ

— Сергей Александрович, мой родственник попал в аварию и столкнулся с такой проблемой: он инвалид — ничего не слышит. При разборе аварии сотрудники ГИБДД не предложили ему переводчика и все свои объяснения и пояснения пришлось давать письменно. Скажите, будет ли как-то в дальнейшем решаться эта проблема?

Инна Исаковская.

— В принципе этот вопрос уже давно отрегулирован законодательством. В частности, статья 24.2 КоАП РФ предусматривает возможность пользоваться услугами переводчика лицам, не владеющими языком, на котором ведется производство по делу. Иными словами, если бы ваш родственник попросил предоставить ему переводчика, то это было бы незамедлительно сделано. За мою многолетнюю практику в Москве еще не было ни одного случая, когда бы не удовлетворялись просьбы о предоставлении услуг переводчика.

ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ

— В выходные дни на пересечении Варшавского шоссе с улицей Академика Янгеля светофор работает в довольно странном режиме, из-за чего возникают проблемы с движением по Варшавке в сторону области, затруднен выезд с улицы Подольских Курсантов... А вот в рабочие дни таких проблем нет. Возможно ли настроить “регулировщика” на иной режим работы?

Егор Красиков.

— Я обязательно направлю туда специалистов, чтобы они изучили цикл работы светофора и проанализировали, насколько его цикл соответствует реальным дорожным условиям. Но я вам уже сейчас могу сказать, что в выходные дни циклы работы светофоров, установленных на пересечениях Варшавки с улицами Россошанская и Красного Маяка, отличаются от рабочих дней. Приоритет отдается второстепенным улицам, поскольку именно с них в выходные дни выезжает много транспорта. Режим работы светофоров рассчитывается с учетом интенсивности движения транспорта, пешеходов и с учетом научных методик. Я не обещаю, что на этих перекрестках что-то изменится в режимах работы светофоров, поскольку, вполне возможно, с научной точки зрения там все оптимально. Но в любом случае спасибо, что обратили наше внимание на эту проблему. Мы постараемся найти альтернативные пути улучшения пропускной способности этих транспортных узлов.

КСТАТИ

Каждый месяц регистрационные подразделения столичной ГИБДД ставят на учет около 20 000 автомобилей. Общая же численность автопарка Москвы уже перевалила за 3,5 миллиона единиц.

СПРАВКА "МК"

Для улучшения пропускной способности городских магистралей столичные власти планируют развивать сеть так называемых перехватывающих парковок. Проект предусматривает, что в ближайшие годы на подступах к Садовому кольцу появятся паркинги на 40 000 “персон”, на подходах к границам Центрального округа оборудуют места еще для 90 000 автомобилей. Не обделят и моторизованных жителей Подмосковья — близ МКАДа для них построят стоянки общей вместимостью на 20 000 машино-мест. Благодаря сети перехватывающих парковок отцы города намерены разгрузить центр столицы на 20—25 процентов. Параллельно с “перехватчиками” активно будет развиваться городской общественный транспорт. Появятся даже “беспробочные” полосы, предназначенные, правда, исключительно для автобусов.