1479

Скоро “зебры” сами будут тормозить машины

“МК” выведал детали грядущей транспортной реформы
В столичной транспортной политике фактически грядет революция. Много лет городские власти занимались строительством дорог и развязок. И вот наконец обратили внимание на пеших граждан. Впервые в истории Москвы разработана Концепция безопасности пешеходов, охватывающая все аспекты этой проблемы. Предполагается, что городское правительство обсудит концепцию в мае или июне. Но уже сейчас “МК” удалось узнать ее основные положения.
Поделиться

В столичной транспортной политике фактически грядет революция. Много лет городские власти занимались строительством дорог и развязок. И вот наконец обратили внимание на пеших граждан. Впервые в истории Москвы разработана Концепция безопасности пешеходов, охватывающая все аспекты этой проблемы. Предполагается, что городское правительство обсудит концепцию в мае или июне. Но уже сейчас “МК” удалось узнать ее основные положения.

На московских дорогах бушует настоящая гражданская война. Водители даже не сбавляют скорости перед “зебрами”, а безлошадные граждане, в свою очередь, отчаянно бегут наперерез машинам. Конфликты, иногда переходящие в драки, вспыхивают по Москве чуть ли не ежедневно.

А статистика — вообще шокирует. В Великобритании, Германии, Японии смертность пешеходов от общего числа погибших в ДТП составляет чуть больше 10%. В России этот показатель составляет около 45%, а по Москве переваливает за 50%. В 2007 году в столичных ДТП погиб 1161 человек, из них пешеходов — 612.

В Департаменте транспорта и связи Москвы за проблему взялись комплексно, чтобы ничего не упустить. И вот Концепция повышения безопасности пешеходов в Москве создана. Сразу оговоримся: сроки ее реализации и все детали станут ясны только после обсуждения правительством Москвы. Но суть вряд ли претерпит серьезные изменения.

— В концепции три главных аспекта, — говорит руководитель департамента Леонид Липсиц. — В первую очередь это градостроительное проектирование — специально для пешеходов.

Концепция предусматривает учет и ревизию всех пешеходных переходов. И тогда можно будет делать выводы, какие из них нуждаются в улучшении. Резко увеличивать число “зебр” не планируется — по словам чиновников, они “и так уже есть в нужных местах”. Но вот подземных переходов станет заметно больше. Они заменят самые неудобные и опасные наземные переходы.

— Таких в Москве еще много, — продолжает г-н Липсиц. — Например, Зубовская площадь, переход к Пречистенке. Он очень длинный, за светофором люди не успевают. Его нужно убрать под землю.

Но и на поверхности изменится очень многое. Второй аспект концепции связан с новыми инженерно-техническими решениями.

— Дорожные знаки у переходов будут сделаны из новых материалов с высокой светоотражающей способностью, — говорит первый замруководителя Центра организации дорожного движения Ансар Арифуллин. — В идеале же каждый переход надо оборудовать таймером, дающим обратный отсчет времени для пешеходов.

Кроме того, появятся доселе неведомые в Москве вещи. Переходы предполагается оснастить системами видеофиксации, чтобы ни один нарушитель правил не остался незамеченным. А на небольших улицах с интенсивным движением переходы и вовсе приподнимут над землей.

— То есть собственно “зебра” превратится в очень широкого “лежачего полицейского”, — поясняет г-н Липсиц. — И водитель просто вынужден будет притормозить перед ней, проехать медленно и аккуратно съехать.

На широких же магистралях, возможно, появятся смещенные переходы. Что это значит? Доходит человек до середины дороги и упирается в заграждение, делает несколько шагов вбок, обходя барьер, и снова идет по переходу. Это нужно, чтобы никто не смог по-быстрому перебежать дорогу с риском быть сбитым.

Наконец, третий аспект концепции — общеобразовательные мероприятия. Речь идет не просто о наглядной агитации и уроках ПДД в школе (хотя новые обучающие программы разрабатываются). В идеале каждый столичный ребенок в обязательном порядке получит диплом о знании правил. Причем это будет его первый документ об образовании, который вручат ему чуть ли не в семилетнем возрасте.

В ближайшем будущем концепцию рассмотрят на правительстве Москвы. А для ее реализации, по мнению разработчиков, потребуется полтора-два года. Чуть больше времени уйдет на строительство подземных переходов. И очень хочется верить, что тогда фраза “Я шагаю по Москве” утратит появившийся в последние годы ущербно-саркастический оттенок.