2446

Полоса ввезения

Покупаем подержанный автомобиль в Америке
Доллар, как известно, не роскошь, а платежное средство. В последнее время американской валюте приходится довольно туго: теряет «зеленый» свои позиции прямо на глазах. Но рассуждать о судьбах заокеанской валюты и экономики вообще мы сейчас не станем, оставим это шаманство на совести коллег из более профильных изданий.
Поделиться

Доллар, как известно, не роскошь, а платежное средство. В последнее время американской валюте приходится довольно туго: теряет «зеленый» свои позиции прямо на глазах. Но рассуждать о судьбах заокеанской валюты и экономики вообще мы сейчас не станем, оставим это шаманство на совести коллег из более профильных изданий.

Нас интересуют не в пример более конкретные и прагматичные вопросы, напрямую связанные с девальвацией «бакса». Для нас с вами важно, в частности, что удешевление доллара означает снижение цен на автомобили «родом» с американского континента. И чем затяжнее пике тамошней валюты, тем выгоднее приобретение подержанной «американки».

На самом деле сейчас владельцам компаний, везущих к нам американский секонд-хенд, можно только посочувствовать. Поставлять в Россию авто нужно регулярно, чтобы бизнес не останавливался. А продолжающееся обесценивание доллара относительно рубля приводит к тому, что когда машина попадает в Россию, торговца начинает грызть мысль типа «а вот сейчас мы ее еще дешевле купили бы!» Сплошная упущенная выгода! Для потенциального покупателя подержанного авто эта кутерьма означает, что приобретение «американца» с каждым днем становится все более привлекательной идеей. Звездный час для самых терпеливых из них пробьет, когда кривая удешевления доллара превратится в более или менее горизонтальную линию.

Впрочем, оговоримся, что под термином «американцы» мы подразумеваем не только исконно американские марки («Chevrolet», «Buick», «Oldsmobile» и т.п.), но и все прочие, официально продающиеся на американском рынке. Это и многочисленные американские «японцы» («Subaru», «Toyota», «Honda», «Mitsubishi»), и такие «европейцы», как BMW, «Mercedes-Benz» и «Audi». Особенно рельефно разница в ценах на машины одной и той же модели, года выпуска и комплектации проявляется именно на авто европейских марок.

Не стоит удивляться, если, к примеру, подержанная BMW Х5, завезенная из-за океана, окажется практически вдвое дешевле своей германской «близняшки». С американскими авто связан еще один нюанс. Продавцы подержанных автомобилей из США очень любят эксплуатировать тезис об американских машинах, обладающих не в пример более богатой комплектацией, чем автомобили — одноклассники других марок, предлагаемых за аналогичные деньги. Это, конечно, так, да не совсем. Да, те же «Dodge» или «Chevrolet» для американского рынка имеют, как правило, более богатую комплектацию: кожаный салон, надежную сигнализацию, электропакет, гидроусилитель руля, кондиционер, литые диски и прочее. «По списку» они явно превосходят продающихся в Европе конкурентов, например, от «Volkswagen» или «Audi». Но на деле все не так однозначно: дешевый американский пластик, средненького качества кожа, быстро изнашивающийся велюр и прочие «мелочи» испортят впечатление не только истовому приверженцу европейского автопрома. Да и комплектации у «штатовских» машин порой бывают достаточно своеобразные, например, кожаный салон, климат-контроль, а при этом колеса — обычная стальная штамповка.

Подавляющее большинство подержанных авто в США и Канаде продается через систему специализированных аукционов. Это то место, где при помощи современной компьютеризированной системы в очень высоком — просто бешеном! — темпе проходят торги за выставленные на продажу автомобили по нефиксированным ценам. Для справки: одна машина продается в среднем за 40 секунд! За день через одну аукционную площадку может пройти до 8000 авто. Центр аукциона — огромный зал, оборудованный множеством столов. На каждом из них установлена аппаратура, позволяющая нажатием кнопки повышать цену на любой из предложенных лотов. Фотографии и подробные технические данные представленных к торгам автомобилей отображаются на огромных экранах, расположенных на стенах зала торгов. Покупателем на аукционе может быть не каждый. Того, кто имеет право принимать участие в торгах, называют дилером. Ему разрешено как покупать, так и продавать автомобили. Дилер должен быть гражданином страны и платить большие взносы за право участия в аукционных торгах. Существуют этика и жесткие правила, за нарушение которых могут лишить дилерской карточки пожизненно: например, попытка продажи угнанного автомобиля или же сокрытие аварийной истории продаваемой машины.

Торги на аукционах по продаже автомобилей обычно проводятся один раз в неделю. Типичный автомобильный аукцион — это огромная территория со смотровыми площадками, где стоят продаваемые автомобили, а также мастерскими по восстановлению и предпродажной подготовке машин. До начала торгов каждый участник аукциона имеет возможность посмотреть на будущую покупку «вживую», запустить двигатель, проверить состояние кузова и салона.

Пожалуй, самыми известными можно назвать такие аукционные организации, как «Copart» и «Manheim». Характерно, что они не дублируют друг друга. Если «Manheim» специализируется на торговле без­аварийными исправными авто, то на «Copart» реализуются аварийные автомобили и машины с мелкими поломками после угонов и краж. Историю каждого из заокеанских автомобилей легко узнать с помощью сервисов «Carfax» и «Autocheck». Это независимые системы проверки автомобилей по VIN-номеру. Приобретая автомобиль из США, с их помощью можно убедиться, что автомобиль не был в аварии, сверить правильность показаний спидометра, узнать количество владельцев, периодичность прохождения сервисного обслуживания, тип регистрации (личное или коммерческое использование, такси, автомобиль для проката и т.д.). Доступ к указанным сервисам происходит через Интернет. Состояние каждого автомобиля в этих системах кодируется специальными обозначениями. Возьмем, к примеру, маркировки повреждений, принятых на американских аукционах подержанных авто. Аббревиатура «FR» (Front End) означает «удар спереди». На самом деле эта маркировка малоинформативна. Под ней может скрываться и жертва встречи с отбойником на скорости 70 миль в час, и практически целая машина, водитель которой лишь слегка «клюнул» бампером парковочный столбик. С сокращением «AO» (All Over — «все по кругу») тоже не все однозначно. Такой ярлык может быть прилеплен как к машине, пережившей продолжительное кувыркание по склону оврага, так и с лишь слегка треснутыми передним и задним бамперами и расколотой оптикой. «BN» (Burn Interior) — «внутренний пожар». Тут возможны как выгоревший моторный отсек, так и сиденье, прожженное окурком. Данные о пробеге автомобиля обычно маркируются одной из двух букв — «N» или «A». «А» — в случае, когда цифра пробега известна и доступна обозрению. «N» означает, что информация о пробеге недоступна, не подтверждена какими-либо документами и не может быть проверена. Дело в том, что у большинства автомобилей одометры электронные. В случае сломанного замка зажигания или утерянного ключа завести машину и увидеть пробег представителю аукциона просто не представилось возможным.

Также очень распространенной маркировкой является обозначение «заводится и едет» и просто «заводится». Покупая машину с последним, вполне реально получить и автохлам, лишь по недоразумению способный к самостоятельному перемещению, и вполне нормальное авто, у которого, например, порвался тросик сцепления, и оно теперь просто «заводится».

А под термином «не заводится и не едет» может скрываться машина, у которой всего-то «умер» аккумулятор.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Самый цивилизованный вариант покупки автомобиля с американского континента — обратиться к компании, уже много лет без особых нареканий клиентов предоставляющей услуги по заказу, доставке и оформлению машин оттуда. Составить представление о стоимости выбранного авто в США можно с помощью специализированных сайтов в Интернете. Если машина в хорошем состоянии, то ее цена может быть выше среднерыночной на 10–15%. Чтобы понять, во сколько обойдется вам этот автомобиль, к его аукционной цене помимо отчислений родной таможне нужно прибавить аукционный сбор (около $300); плату за доступ на аукцион посредника ($300); доставку автовозом по США в порт на Восточном побережье ($100–900); стоимость доставки морем до Финляндии (около $1000); цену доставки документов до таможни США и отправки их в Финляндию ($100); страховку авто (в среднем $100). За разгрузку морского контейнера в Финляндии просят $400, а за доставку машины автовозом в Москву нужно заплатить около $700. Хранение на складе временного хранения, экспертиза сверки номеров агрегатов и прочие побочные расходы на таможне (доверенность, регистрация) — еще около $400. К общей стоимости авто также нужно прибавить 5–10% «интереса» фирмы-посредника, организовывающей всю эту цепочку.

НАШ ЭКСПЕРТ

Дмитрий ЕРОХИН, кредитный брокер:

— Сложность получения автокредита на покупку машины за океаном в том, что банки выдают деньги только при наличии ПТС, то есть когда авто находится в России и уже растаможено.

Поэтому чтобы воспользоваться автокредитом, покупателю придется прибегнуть к двухступенчатой схеме. Прежде всего нужно обратиться к одному из автосалонов, специализирующихся на торговле подержанными «американцами». Выбрав авто на одном из аукционов, человек платит из собственного кармана в качестве своего рода аванса около 20% его стоимости салону, который обязуется доставить машину из-за океана. В среднем через 45–60 дней она оказывается в России и проходит таможенную очистку. С этого момента банк открывает новоиспеченному автовладельцу кредитную линию. Этими деньгами он полностью рассчитывается с автосалоном-посредником.