Заграница нам поможет

По мнению авторитетного журнала «Automotive News Europe», с помощью «Renault», купившего 25% акций ОАО «АвтоВАЗ», руководство самого крупного отечественного автопроизводителя намерено увеличить выпуск автомобилей до 1,5 млн. штук в год.

Смысл амбициозного русско-французского плана — превратить автогигант в Тольятти в самое большое автосборочное предприятие в мире (такое не снилось, наверное, даже советскому руководству. — Авт.). Сегодня он по мощности лишь немного уступает заводу VW в Вольфсбурге. Этот план, полагает журнал, поможет «АвтоВАЗу» не только достойно ответить на запросы бурно растущего российского авторынка, но и более эффективно использовать занятую на заводе рабочую силу в условиях, когда по социально-политическим причинам ее нельзя радикально сократить. По наблюдениям иностранных журналистов, посетивших завод, даже на самом современном конвейере Lada Kalina заметно, что его обслуживает слишком много рабочих, нередко часть из них стоит без дела. На заводе работает 104 000 человек, и создается впечатление, что его руководство занято не столько выпуском автомобилей, сколько трудоустройством работоспособных жителей Тольятти.

Завод, построенный еще в 1971 году, занимает слишком большую площадь, спланирован примерно так, как это делал «Ford» в 20-х годах прошлого века. Достаточно сказать, что в Тольятти действует три сборочных конвейера длиной по 1,7 км, длина внутризаводских дорог — 248 км, предприятие имеет на своей территории три электростанции.

Современные автосборочные заводы выстроены по иным схемам. Другая беда «АвтоВАЗа» в том, что он слишком много комплектующих выпускает сам, так как их качественное производство в России практически отсутствует, в то время как зарубежные бренды давно перешли на их массовую закупку у специализированных мировых производителей и мелких отечественных предприятий. Остается добавить, что руководство «АвтоВАЗа» намерено существенно модернизировать завод в течение ближайших 12 лет.

&

ПО ОЦЕНКАМ ИЗВЕСТНОЙ консалтинговой группы «Strategy Consultens», российский рынок автокомпонентов должен «прыгнуть» с объема продаж в $7,9 млрд. в 2006 году до $14,8 млрд. уже в 2010 году, а объем продаж запасных частей — с $24,8 млрд. до $36,7 млрд. Одно лишь странно: почему при таких радужных прогнозах в этот бизнес не спешат ни отечественные, ни зарубежные компании?