Быть или не быть? В России…

А обращен он к зарубежным же фирмам, производящим автокомпоненты. Без которых нормальный рост автопромышленности в России невозможен.

А обращен он к зарубежным же фирмам, производящим автокомпоненты. Без которых нормальный рост автопромышленности в России невозможен.

Автокомпоненты и другие сопутствующие изделия и аксессуары, запчасти всегда были и остаются слабым местом отечественного автопрома. Именно они еще с советских времен тяжелыми, как оказалось, неподъемными гирями висели на наших автомобильных заводах, что, в конце концов, привело к фатальному проигрышу их продукции по качеству по сравнению с зарубежными конкурентами.

С этой же проблемой столкнулись и зарубежные бренды, активно возводящие собственные автопроизводства в РФ.

С одной стороны, их как мух на варенье влечет бурно растущий российский авторынок, но с другой — международный автопром все еще не взял настоящего старта в России (как, например, в Китае), поскольку мировые автопроизводители, как и отечественные, по-прежнему весьма зависят от импортных автокомплектующих. То есть если их производство в России не будет налажено должным образом, то, по мнению экспертов, не следует ожидать и должного развития автопромышленности. Оно (во всяком случае, у зарубежных производителей) так и останется отверточным.

Недавно эта проблема обсуждалась на 11-м ежегодном форуме Института Адама Смита «Автомобильная промышленность России». К сожалению, капитаны российской автоиндустрии так и не смогли объяснить, почему в нашей стране отечественный бизнес не в силах наладить производство качественных автокомпонентов. Но зато первые лица российских представительств мировых брендов, такие как Найджел Брекенбери («Ford of Russia») и Хейди Маккормак («GM Russia»), обратились со слезным призывом к именитым западным поставщикам: «Если вы еще не здесь, то приходите как можно быстрей. Мы строим в России автосборочные предприятия мирового класса и нуждаемся в поставках комплектующих тоже мирового класса!»

Итак, несмотря на то, что, по оценкам зарубежных экспертов, продажи легковых автомобилей в РФ достигнут к 2012 году 4 млн. штук в год (в 2007 — 2,4 млн.), а их производство — 2 млн. штук в год, поставщики комплектующих все еще не рвутся к нам. Почему?

Руководители мировых производителей автокомпонентов ссылаются на то, что в краткосрочном аспекте бизнес в России им представляется с коммерческой точки зрения все еще рискованным. Их пугает перспектива увязнуть в хитросплетениях российского законодательства, борьбы с неадекватной логистикой, высокие стартовые затраты. Ги Хаки, президент «Delphi Europe», сетует на то, что производственные затраты в России растут, а производство автомобилей все еще относительно невелико, и это делает инвестиции в РФ трудной позицией для многих даже крупных производителей комплектующих. Он поясняет: «Россия больше не является зоной дешевого бизнеса. Инфляция заработной платы в 2008-м по сравнению с прошлым годом поднимется с 10,5% до 11%».

&

В своем недавнем докладе о возможностях поставщиков комплектующих в России Европейский банк реконструкции и развития называет в числе тормозящих факторов коррупцию, неразвитую инфраструктуру и потенциальную нехватку квалифицированной рабочей силы (все эти три преграды стоят и на пути отечественного бизнеса, а почти катастрофическая нехватка профессиональной рабочей силы — прямой результат шокового перехода России на капиталистические рельсы).