Волшебное слово. Classic

В ограниченном пространстве Советского Союза было увлекательно ругать Запад, прекрасно понимая, что наши миры никогда не пересекутся и истина вряд ли выплывет наружу. Единственный автомобильный журнал страны как-то раз объяснил читателям, что когда фирма заходит в тупик и машина продается все хуже и хуже, предпринимается стандартная уловка: ее слегка освежают, ретушируют и добавляют в название слово «люкс».

Пугать советского пролетария термином «рестайлинг» журнал не осмелился. А в качестве примера привел различные модификации с аббревиатурами типа SL, что было переведено как Super Luxe.

Когда именно по этой схеме АЗЛК выпустил модель 2140 SL, журнал сделал вид, что тут даже не о чем говорить. Кстати, волшебные слова вроде Super и Luxe у нас прижились очень быстро. Еще не все забыли, что следующая модель завода имела обозначение 2141 S. Эта буква означала не что иное, как Super.

Но общемировая игра в слова довольно быстро отложила и Super, и Luxe в сторону, перестав по поводу и без повода клеить их на багажники, зато массово увлеклась словом Classic.

Обоснованней всех по этому пути пошла фирма «Land Rover». Когда англичане решительно сделали второе поколение роскошного Range Rover, то сходящего со сцены основоположника жанра тут же логично обозначили как Classic. Во-первых, тем самым подчеркнули его заслуги, а во-вторых, выпускаемые этой фирмой машины живут так долго, что, даже уйдя с конвейера, многие годы продаются на аукционах, по частным рукам и вообще входят в незначительный перечень неснашиваемых и почетных предметов, передаваемых по наследству и фигурирующих в дедушкиных завещаниях наравне с часами и фамильными драгоценностями.

Но одно дело, когда на классику претендует компания, создающая действительно ценные вещи. И совсем другое дело, когда играть в слова начинают производители ширпотреба. Как только «Volvo» смогла на платформе Ford Focus I сделать свою модель S40, предшественнику с этим же индексом был дарован титул Classic. Обе машины параллельно выпускались целый год, и желающим купить себе старую и далеко не лучшую машину подарили стимул в виде неоправданно роскошной добавки к имени. В результате в роли общемировой классики оказался банальный и далеко не самый выдающийся автомобиль голландского производства на платформе Mitsubishi Carisma. Шведы до сих пор не очень гордятся этим опытом совместного с японцами производства своих машин на заводе «NedCar» в Голландии.

А потом слово девальвировалось настолько, что классическим оказался корейский Samsung SM-3, известный у нас в стране под псевдонимом Nissan Almera Classic. Вполне понятно затруднение фирмы, пытающейся как-то развести в человеческом восприятии два однотипных автомобиля, при том, что корейская Almera пришла на смену английской и должна еще несколько лет изображать из себя новинку сезона (старая дева в роли юной девушки на выданье).

Но именно в случае с Almera видно, что слово и дело расходятся невероятно далеко. Эта машина классикой не станет никогда и ни в чем. Более того, как только закончится ее выпуск, машину тут же забудут, уже через пару лет она навсегда исчезнет с улиц, и только самые памятливые смогут воспроизвести ее облик в собственной голове.

Полноприводный автомобиль повышенной проходимости Hyundai Santa Fe первого поколения не был особо популярным. Как всякая остромодная вещь, устарел он очень быстро. К тому же слишком спорным был его облик, и если у себя дома такие формы воспринимались как логичное продолжение культурной традиции, то за пределами Кореи это было просто дизайнерской неудачей. Но когда автомобиль закономерно уступил место на конвейере следующему поколению Santa Fe, выпуск первого поколения освоил наш ТагАЗ. А чтобы не путать модели, некрасивому и устаревшему автомобилю добавили к имени волшебное слово, и теперь в России эта машина называется Santa Fe Classic, тем самым укрепляя пагубную тенденцию писать на клетке с буйволом слово «слон».

КСТАТИ СКАЗАТЬ..

.
К классическим машинам относят только модели старше 20–30 лет. Однако не каждый автомобиль, насчитывающий несколько десятков лет своей истории, имеет право называться классическим.

Классическими автомобилями, по мнению ряда экспертов, считаются только строго определенные зарубежные модели. «Mercedes» поставил в ряд тех 4000 машин, которые признаны мировой классикой, 40 машин, «Jaguar» — и того меньше, а «Porsche» — всего одну модель.

В то же время «классика» — это довольно широкое понятие. Как ни странно, классическим считается и массовый VW («Жук»), просто это другой сегмент рынка классических автомобилей. Другими словами, чтобы та или иная модель приобрела право называться классической, у автомобиля должна быть богатая история, он так или иначе должен повлиять на ход всего автомобилестроения.