1108

До Таллина далеко?

Поедет ли московское такси по европейскому пути — познаем только в сравнении
На днях Мосгордума приняла закон о такси. Но ждать от него многого не приходится: столица не вправе устанавливать свои правила игры, ведь лицензирование частных перевозок отменили на федеральном уровне. Зато в Белокаменной создадут службу “Московское городское такси”. Кто захочет заполучить такой значок, должен соответствовать ряду строгих требований. Что из этого получится — неизвестно. Зато результат будет с чем сравнить: в столице соседней Эстонии — Таллине — законодательное регулирование частного извоза ввели 10 лет назад. О том, чем это обернулось для граждан, в материале спецкора “МК”.
Поделиться

На днях Мосгордума приняла закон о такси. Но ждать от него многого не приходится: столица не вправе устанавливать свои правила игры, ведь лицензирование частных перевозок отменили на федеральном уровне. Зато в Белокаменной создадут службу “Московское городское такси”. Кто захочет заполучить такой значок, должен соответствовать ряду строгих требований. Что из этого получится — неизвестно. Зато результат будет с чем сравнить: в столице соседней Эстонии — Таллине — законодательное регулирование частного извоза ввели 10 лет назад. О том, чем это обернулось для граждан, в материале спецкора “МК”.

Курящий, слушающий блатные песни водитель, коронная фраза которого: “Дорогу покажешь?” — вот среднестатистический портрет московского извозчика. Еще несколько лет назад примерно такая же ситуация была и в Таллине. И вот как обстоит дело сейчас.

Две недели назад я отправился в командировку в Таллин, где на вокзале ко мне никто не подошел с предложением “подвезти быстро и дешево”. Зато буквально на выходе из здания вокзала оказалась вереница машин с “шашечками”. На дверцах каждой машины висят тарифы. То есть можно заранее ориентировочно рассчитать, во что обойдется поездка. Тарифы на эстонском и английском языках. Они у каждой фирмы свои, но все зарегистрированы в мэрии, о чем мне чуть позже рассказал таксист. Тарифы вывешены и внутри машины. Я ехал по городу и внимательно изучал ярко-желтые наклейки.

В Таллине есть такое понятие, как плата за посадку (в разных фирмах эта сумма, если перевести на рубли, — от 80 до 200). А вызов машины по телефону — бесплатный. Еще одна интересная особенность: тарифы делятся на две категории — дневные и ночные, которые начинаются с… 22 км/час. Эта странная формулировка меня смутила.

— Тут нет ничего странного, — объяснил водитель. — Если машина двигается со скоростью больше этой, то счетчик считает по тарифу, а если скорость меньше, то каждая минута оплачивается из расчета 320 рублей за час.

С первого июня этого года власти города обязали ВСЕХ таксистов соблюдать единые правила, по которым они должны быть в форме, машина должна быть чистой, а музыка — тихой и ненавязчивой.

Конечно, не стоит думать, что эстонское такси — идеал. Например, еще пару лет назад власти не знали, как бороться с постоянными нарушениями. Тогда еще никто и подумать не мог, что таксистов можно обязать ходить в форме, поскольку главной проблемой был банальный обман. Даже таксисты крупных фирм грешили тем, что ставили специальные программы для счетчиков, чтобы сумма была раза в полтора-два больше. Таллинские власти очень интересно решили эту проблему.

— Начались постоянные проверки. Доходило до того, что вызывалось два такси одной и той же фирмы на один адрес. Садились два человека и ехали, например, в аэропорт. И там выяснялось, что плата за проезд — разная. Я, кстати, не сказал, кто занимался этими проверками, — водитель интригующе молчит. — Сами отцы города! Ну, то есть и они тоже…

Уникальный эксперимент провели в Таллине 20 мая 2006 года. Мэр города и его помощник переоделись в итальянцев и почти целый день катались на разных такси. В итоге они выяснили, что таксисты обманывают пассажиров, делая накрутку в 3—4 раза! После того как отцы города на собственном опыте убедились, что такси в Таллине организовано ужасно, в мэрии чуть не каждые полгода рождаются новые поправки к закону о таксоизвозе.

Как рассказал водитель такси, гайки для фирм продолжают закручивать — уже через год в эстонской столице не должно быть такси без кондиционера и принтера (чтобы пассажир мог потребовать распечатку и проверить, не обманули ли его при расчете). В распечатке будет обозначен тариф, пройденное расстояние и сумма. Обмана тут уже точно не будет. Также машины должны быть оснащены подушками безопасности и системой ABS.

Внимание со стороны столичных властей к такси принесло плоды. В казну города стало поступать больше средств за счет того, что таксисты теперь не имеют возможности скрывать доходы. Да и мнение туристов о городе, согласно опросам, улучшилось. А если кому-то все-таки не нравится, как с ним обошлись, прямо на наклейке с тарифами указан телефон мэрии, по которому можно жаловаться. И будьте уверены: таллинские чиновники строго разберутся с обидчиком.

В принципе система такси в Эстонии — калька европейской. А в Европе давно поняли, что перевозка людей — прекрасный источник пополнения городской казны. Там вы не найдете частного извозчика, в то время как в Москве “бомбил” в несколько раз больше, чем официальных таксистов. По некоторым данным, если бы все частники платили в казну налог с прибыли, казна была бы толще на полтора миллиарда рублей. Возможно, и больше, да вот беда: даже сколько “бомбил” в Москве — никто посчитать не может.

В Европе с нарушителями поступают просто: попался — плати штраф. Причем это действительно штраф, а не наши символические 50—100 рублей. При нашей системе их проще заплатить, нежели соблюдать закон.