Закон нашей жизни

И с каждым днем становится еще дороже. Квартиру большинству из нас купить уже не получится никогда. Автомобили поднялись в цене так, словно даже «корейцы» все исключительно премиум-класса, а цены на бензин даже перестали шокировать — от стоимости литра просто оторопь берет. Почему все это происходит?

И с каждым днем становится еще дороже. Квартиру большинству из нас купить уже не получится никогда. Автомобили поднялись в цене так, словно даже «корейцы» все исключительно премиум-класса, а цены на бензин даже перестали шокировать — от стоимости литра просто оторопь берет. Почему все это происходит?

Да просто это русская национальная традиция. У нас так принято. И, кстати сказать, всегда так было. Во всяком случае, начиная с 1917 года, когда цена не вычислялась, а назначалась. Если Н.С. Хрущев считал необходимым сделать в столовых хлеб бесплатным, то никакие законы экономики не могли оспорить это решение. И литр бензина стоил дешевле литра газировки. Еще живы те, кто заправлялся Аи-76 по 4 копейки за литр. И многие из нас так и живут в квартирах, выданных государством абсолютно бесплатно, то есть даром.

Но при этом вспомните про эталон дефицита. Сколько стоила вещь, о которой мечтал каждый житель Советского Союза, которая возглавляла рейтинг вожделения, которой никогда не было в свободной продаже и которую не делали в нашей стране? Иными словами, почем были в СССР джинсы? В магазинах «Березка» они продавались за 70 чеков Внешпосылторга, если кто помнит, что это такое, а с рук — по 140 рублей. При средней зарплате в стране в 120 рублей.

И считалось нормальным, когда люди мерили наличием или отсутствием американских штанов собственный жизненный успех: «Мне уже скоро 50 лет, а джинсов все нет». Причем половина советских граждан так и не смогли реализовать мечту, а остальные хотя и смогли, но получили в нагрузку смятение в душе и неясность в поступках. Штаны по такой цене ставили в тупик. И общество всерьез дискутировало: куда в них ходить? Те, кто никогда не выезжали за границу, рассказывали, что это рабочая одежда и негры в ней месят цемент на стройке. Остальные обижались и робко шли в джинсах на работу, а иногда даже в театр. Но ведь главное в другом: за несусветные деньги, но джинсы покупали.

А сколько в СССР стоил авто­мобиль? На любую машину, если вообще не пить, не есть, из дома не выходить, теоретически можно было накопить за несколько лет. В те времена, когда самый дешевый автомобиль Советского Союза — ЗАЗ-968М — стоил 3500 рублей, на подобный маневр теоретически должно было уйти два с половиной года голодовки и самоистязаний. После чего никто не шел в магазин, а отправлялся интригами выбивать себе место в профсоюзной очереди, занимающейся распределением прав на покупку машины. Звучит уже не для всех понятно.

Но в итоге все-таки ее удавалось купить. Первую и последнюю в своей жизни. И на таких условиях о машине мечтала вся страна, каждый житель СССР.

А сейчас разбаловались. Забывать начали. Показалось, что те времена уже не вернутся. Поколение другое выросло. Которое, кстати сказать, раньше нас приноровилось. Молодые стали играть по этим якобы новым правилам резвее и активнее нас, для которых такое положение дел — всего лишь забытое старое.

Вот вам и очередной виток эволюции. И, как бы банально ни прозвучало, история повторилась именно в виде фарса.

И уже появились очереди за машинами, возбудившие в памяти старшего поколения самые неприятные воспоминания, но не вызывающие негатива у молодых. Интересно, а с джинсами будет то же самое?

&

Цены в рублях на автомобили в СССР до 1986 года и среднее количество лет необходимой голодовки для покупки персонального транспортного средства:

ЗАЗ-968М

3500

2,4 года

ВАЗ-21013

6300

4,3 года

ВАЗ-2106

7200

5 лет

ВАЗ-2107

7500

5,2 года

ВАЗ-2121

9200

6,4 года

АЗЛК-2140

7400

5,1 года

ГАЗ-24

15 200

10,5 года