Вторая волна

Пронесется ли всесокрушающим девятым валом, изменив существующий производственный и рыночный пейзаж, или вновь разобьется о стройную систему волноломов, возведенную лоббистами всех мастей?

Пронесется ли всесокрушающим девятым валом, изменив существующий производственный и рыночный пейзаж, или вновь разобьется о стройную систему волноломов, возведенную лоббистами всех мастей? Как это уже случилось в 2002 году в Калифорнии, где с треском провалилась провозглашенная тремя годами ранее региональная программа ZEV (Zero Emission Vehicle, или в вольном переводе «экологически чистый автомобиль»), похоронив первую масштабную попытку электромобилизации. Проекты автомобилей на электрической тяге, разрабатываемые различными производителями, отправились под сукно, а уже произведенные экземпляры (вроде легендарного EV-1 от «General Motors») — под пресс.

Впрочем, невзирая на печальный опыт, эксперты уверены в радужных перспективах электромобилей второй волны.

Оптимистические прогнозы подкрепляются экономическими обоснованиями. Мол, десять лет назад попытка массового внедрения экологически чистого транспорта трагически опередила события. Закономерное фиаско определилось техническим несовершенством машин и отсутствием развитой инфраструктуры по их обслуживанию. Сказался и недостаток PR-поддержки. Непросвещенный потребитель просто не понимал, зачем ему менять привычный пикап на электрифицированное недоразумение, неспособное преодолеть 400 миль от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско без дозаправки. А главное, традиционные энергоносители стоили достаточно дешево, чтобы была насущная необходимость искать им альтернативу. При нынешних же ценах на нефть и соответственно моторное топливо успех электро­карам практически гарантирован.

Так это или нет, как говорится, покажет время. Но факт остается фактом: мировой автопром вновь проявляет интерес к электромобилям. Так, в следующем году «Mitsubishi Motors» начнет выпускать полностью электрическую машинку i-MiEV, а BMW — электромобиль на базе Mini. Годом позже «Daimler-Benz» грозится сделать электрокар из B-класса.

Одновременно GM начнет производство модели Volt. В 2011 году обещает поставить на поток электромобиль «Renault».

Инициативы производственников находят поддержку на самом высоком уровне. К примеру, британский премьер Гордон Браун призвал национальных производителей быстрее осваивать выпуск электромобилей. Вот бы и президенту Медведеву объявить по старой памяти соответствующий нацпроект…

Впрочем, у руководства нашей нефтяной державы есть заботы и поважнее.