Света представление

Ксеноновая газоразрядная лампа уже не одно десятилетие используется в автомобильном головном освещении. Поначалу «ксенон» был совсем не дешевым удовольствием, и такие фары устанавливались лишь на самые дорогие авто премиум-класса в качестве одного из символов престижа.

Сейчас в связи с удешевлением технологии производства ксеноновые фары поставляются на сборочные линии многих автопроизводителей, выпускающих в том числе и так называемые бюджетные авто. А уж в качестве комплектов для дооснащения подержанных машин «ксенон» давно прописался на полках магазинов и складах автосервисов.

Ксеноновый источник света создает световой поток высокой интенсивности за счет свечения газа, инициированного дуговым разрядом между электродами. Конструктивно ксеноновая лампа представляет собой колбу, заполненную инертным газом ксеноном, находящимся под большим давлением (около 30 атмосфер в нерабочем состоянии, около 120 атмосфер в режиме горения), а также солями металлов. В ней располагаются два электрода. Для горения ксеноновой лампы необходим специальный электронный «блок розжига», инициирующий электрическую дугу между электродами в атмосфере ксенона.

Мощность «галогенок» начинается от 55 Вт, а у стандартной ксеноновой лампы составляет 35 Вт. При этом у галогенового источника света почти 40% энергии уходит в тепло, а у ксенонового тепловые потери всего лишь около 6%.

Средний срок службы ксеноновых ламп составляет 2800–3000 часов. Гарантированный срок службы обычных галогеновых весьма мал и редко превышает 500 часов. Основная характеристика ксеноновой лампы, которой оперируют автолюбители, — так называемая цветовая температура лампы.

Цветовая температура — это температура на поверхности источника света (для «ксенона» — температура дуги электроразряда). Например, у Солнца цветовая температура составляет около 5000 градусов по шкале Кельвина (К), у галогеновой лампы — около 2800 К, у бытовых ламп накаливания — 700–1500 К. Глаз человека лучше всего видит при дневном свете. Солнечный свет — нормальные условия, в которых глаз чувствует себя комфортно. Первые ксеноновые лампы на автомобилях имели цветовую температуру чуть ниже 4000 К, потом появились лампы с температурой 4200–4300 К. На конвейер, как правило, идут именно эти лампы.

Световой поток, излучаемый ксеноновой лампой мощностью 35 Вт, почти в два раза интенсивнее по сравнению с обычной штатной лампой накаливания мощностью 55 Вт. Правда, это соотношение справедливо только для сравнения ксеноновых ламп с цветовой температурой 4300 К, потому что с ростом цветовой температуры световой поток падает. Для сравнения: лампа в 6000 К светит на 30% слабее, чем лампа в 4300 К. Поскольку у ксеноновых ламп нет нити накаливания, они не боятся ударов и тряски.

В общем, каждому понятно, что «ксенон» по всем эксплуатационным параметрам пере­игрывает традиционную «галогенку». Почему же последние до сих пор не вымерли как класс? Все дело в цене. Если стоимость установочного комплекта ксеноновой лампы (без стоимости работ по его монтажу) начинается от 2500 рублей, то цена галогеновой лампочки, заменить которую по силам даже законченной «блондинке», не превышает 200 рублей.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Яркость лампы имеет обратную зависимость от роста цветовой температуры. 4300 К — 3200 Лм (люмены — численная характеристика яркости), 5400 К — 2600 Лм и т.д. Лампа в 12 000 К всего лишь на 5% ярче стандартной галогеновой 55-ваттной лампы. Кроме того, начиная с 6000 К свет приобретает усиливающийся голубой оттенок. Лампа с цветовой температурой 6000 К испускает белый с голубым оттенком свет. 8000 К озаряет местность едко-голубым. Лампа в 10 000 К — откровенно синяя, а 12 000 К — фиолетовая. В связи с этим для повседневной эксплуатации есть смысл выбирать из ламп с характеристиками от 4300 до 6000 К.