Нас в бой ведет товарищ Ху Дзиньтао

Отечественному автопрому грозит «второй Мукден».

Правда, на этот раз, в отличие от печально известного сражения в проигранной царской Россией Русско-японской войне, российский автобизнес продолжает атаковать не японская, а китайская армия. Армия автостроителей.

В крупнейшем промышленном центре КНР Шэньяне (маньчжурское название — Мукден) автохолдинг «Brilliance Auto», как и другие главные китайские бренды, такие как FAW, «Geely», «Great Wall», BYD, «Chery», уже подготовил очередной «десант».

Группа российских автожурналистов, приглашенная недавно в Шэньян, прибыла в промзону автохолдинга «Brilliance Auto» в проливной дождь, который, однако, не сумел расстроить торжественную церемонию. Перед колоннами парадного фасада на вдрызг вымокшем красном ковре выстроились в каре новенькие среднеразмерные седаны М2, перевязанные, как конфетные коробки, красной лентой с большим бантом на капоте. На синем «заднике» иероглифы сообщали о том, что модель получила наконец по результатам краш-теста EuroNCAP три звезды. И вот теперь руководство холдинга и представитель генерального европейского импортера «Brilliance HSO Motors Europe S.a.r.I.» г-н Питер Фраймельт, укрывшись под зонтами, произносили речи, провожая в Европу первые 273 автомобиля М2, купленные немецкими (!) автолюбителями.

Сразу после церемонии удалось расспросить слегка подмокшего Питера Фраймельта о том, каковы перспективы моделей «Brilliance» в Европе, в частности в Германии — царстве великих немецких брендов, после неудач c предыдущими краш-тестами и откровенно негативных отзывов СМИ о качестве авто, продвигаемых китайцами на европейском авторынке.

— Видите ли, в чем дело, — доходчиво начал объяснять представитель компании HSO, вложившей уже немало денег в создание дилерской сети китайских брендов в 16 странах Европы, — если покупатель не «заточен» на известных брендах и готов рассматривать новую модель с точки зрения ее надежности, качества и предлагаемой цены, то с ним можно работать. А за последний год китайские производители, в частности «Brilliance», существенно улучшили качество изготовления, материалов и комплектующих, внесли важные конструктивные изменения. Между тем за последние 10–15 лет многие мировые бренды ощутимо подняли цены на свою массовую продукцию, образовался разрыв, вакуум в плане соотношения цены и качества бюджетных и среднеразмерных автомобилей. Этим мы и хотим воспользоваться, назначив за вполне, по европейским меркам, современные, качественные и надежные китайские автомобили нормальные цены. Сейчас я не вижу каких-либо барьеров на пути создания хорошего имиджа, скажем, для моделей «Brilliance». Задача в том, чтобы в каждой европейской стране, в том числе и в России, выстроить грамотную локализованную маркетинговую политику. В этом году мы планируем продать в Германии две тысячи автомобилей Brilliance...

После столь оптимистичных прогнозов и оценок мы с интересом осмотрели цеха, из ворот которых выходят и уже довольно известные модели «Brilliance», такие как М1 и М2, и относительно свежее купе М3. Там же налаживается производство новинки — универсала на базе М2. (Кстати сказать, европейская маркировка у этих моделей иная: BS6, BS4 и BS3 соответственно.)

Но вернемся на территорию главного предприятия холдинга, где расположены три завода «Brilliance Auto». На первом — «Чжунхуа» — собираются модели М1, М2, М3 и FRV, а также, в рамках совместного предприятия, BMW 3-й и 5-й серии. Из ворот второго завода — «Цзинбэй» — выкатываются разработанные в сотрудничестве с «Toyota» минивэны Haise c бензиновыми и дизельными «движками» двадцати модификаций (в том числе для полиции, почты и «скорой помощи») и вэн бизнес-класса Granse, созданный на базе Toyota Granvia. Третий завод — моторный, поставляющий на сборочные линии лицензионные «движки» «Mitsubishi» (стандарт «Евро-3»), а также разработанный совместно с немецкой фирмой FEV компактный и экономичный турбированный двигатель объемом 1,8 л, соответствующий стандартам «Евро-4». Наконец, «Brilliance Auto» располагает в Шэньяне большим и прекрасно оборудованным опытно-конструкторским дизайн-центром.

На заводе нам удалось «облизать» последнюю новинку «Brilliance» — М2 в версии универсал (дизайн выполнен итальянской дизайн-примой «Pininfarina»), в обводах которого, однако, ощутимо некоторое сходство с BMW 3-й серии и Audi A4. Тем не менее универсал получился просторным (объем багажного отделения при сложенных задних сиденьях — 1700 л), с хорошо продуманным и качественным интерьером, внешне вполне оригинальным и элегантным. Brilliance Station Wagon обещают вывести на рынок, в том числе и европейский, в начале будущего года с двумя бензиновыми двигателями объемом 1,8 и 2,0 л. Полагаю, что в России при внятной цене он найдет немало поклонников.
У китайского автопрома большие амбиции, он очень быстро учится, привлекая самых именитых в автомире учителей. Он рано или поздно откроет себе дверь в Европу и, без сомнения, энергично начнет осваивать российский рынок на второй, качественной волне.