Наших бьют!

Агрессивно настроенная половина считает, что производство российских машин следует немедленно прекратить, а все автозаводы перевести на сборку иномарок по лицензии.

Агрессивно настроенная половина считает, что производство российских машин следует немедленно прекратить, а все автозаводы перевести на сборку иномарок по лицензии.

Более умеренное крыло утверждает, что ничего с нашим автопромом делать не надо — сам скоро загнется. Последние, похоже, накаркали.

Поверхностный взгляд на сухие цифры статистики может вызвать оптимизм. Так, по данным «АСМ-Холдинга», за первые шесть месяцев 2008 года с конвейеров российских автозаводов сошло более 723 800 легковых автомобилей, что на 19,9% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако, если вглядываться в цифры более внимательно, становится ясно, что большинство автозаводов за год серьезно сдали свои позиции. Примерно на 15% снизилось производство легковых машин на ГАЗе — завод выпустил всего около 15 000 «Волг». Примерно столько же было сделано «уазиков» — это на 5,5% меньше, чем годом ранее. Почти такие же темпы спада производства (14%) на Ижевском автозаводе — ВАЗ-2104 было выпущено около 30 000 штук. Однако рекорд установил Серпуховской завод, изготовив всего 600 автомобилей «Ока» (это 25% от прошлогоднего количества). Один лишь АвтоВАЗ смог продемонстрировать положительную динамику: увеличив выпуск машин на 10%, он доказал, что марка «Lada» в нашей стране действительно является народной.

Прирост производства легковых автомобилей происходит лишь за счет увеличения объемов сборки западных моделей. Иностранные сборочные предприятия выдали «на-гора» почти 300 000 машин, что на 45% больше, чем годом ранее. Темп, с которым западные марки нашего производства захватывают российский рынок, с каждым годом набирает обороты. Так, если в 2005 году доля собранных иномарок в России составляла 14,8%, то в 2006 году уже 23,7%, в 2007 году — 33,9%, а по итогам первых шести месяцев 2008 года цифра составила уже 41%.

Нельзя сказать, что эту экспансию никто не предвидел. Вот только боялись совсем другого — импорта, в первую очередь дешевых машин китайского производства. Даже пытались этому как-то воспрепятствовать: несколько лет назад была дана негласная установка — под любым предлогом отказывать в сертификации продукции китайского автопрома.

В конце марта года нынешнего была прекращена сборка китайских моделей Chery на калининградском предприятии «Автотор». По официальной версии — из-за «слабого» доллара, хотя эксперты утверждают, что просто заводу отказали в квотах на беспошлинный ввоз комплектующих для сборки китайских автомобилей. А в начале августа Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) при правительстве Санкт-Петербурга утвердил проект объединенной санитарно-защитной зоны для промплощадки «Шушары-2». Согласно ему совокупно возможный объем выпуска автомобилей на этой площадке не может превышать 500 000 машин в год без ущерба для экологии. И это при том, что два автосборочных завода уже работают и еще два строятся. К сожалению, все действия наших властей (порой неуклюжие) в попытке защитить отечественный автопром — лишь реакция на уже сложившуюся ситуацию, они не носят превентивный характер. Так что будущее наших автомобильных заводов довольно туманно.

&

ТЕМПЫ РОСТА АВТОПРОДАЖ опережают рост производства легковых автомобилей. Если производство выросло на 19,9%, то продажи за это же время — на 34,5%. В абсолютных цифрах выпущено 723 800 легковых автомобилей, а продано — 1,4 миллиона, почти в два раза больше. По оценкам экспертов, в ближайшее время темпы роста производства иномарок продолжат расти, а темпы роста продаж — снижаться. Таким образом, импортированные иномарки станут все больше замещаться собранными в нашей стране.