Ломая стереотипы

Таковыми в гольф-классе являются авто о пяти дверях, то есть хетчбэки. Типичные представители этого обширного семейства — Opel Astra, Peugeot 308 и Renault Megane — стали героями нашей рубрики.

 Таковыми в гольф-классе являются авто о пяти дверях, то есть хетчбэки. Типичные представители этого обширного семейства — Opel Astra, Peugeot 308 и Renault Megane — стали героями нашей рубрики.

Времена, когда на заре нового тысячелетия отпраздновал свой дебют Peugeot 307, кажутся ныне укромными и почти былинными. На фоне конкурентов практически однообъемный «француз», может, и выглядел белой вороной, но оригинальности ему было не занимать. Сегодня и формы эти привычней, и конкуренция не в пример острей. Посему и облик «308-й» модели стал жестче, а воздухо­заборник «ощерился» агрессивней, чем у предшественника. А вообще Peugeot 308 здорово похож на подросшего и подкачавшегося младшего «братца» — Peugeot 207. Но, абстрагировавшись от стилистических оценок, посетуем лишь на неудобство чересчур сдвинутых назад зеркал. Вкупе с их формой, напоминающей уши спаниеля, это вряд ли улучшает обзорность.

Подробно останавливаться на описании внешности Opel Astra и Renault Megane смысла не имеет. Обе машины продаются в России довольно давно и успели примелькаться на дорогах. Отметим лишь, что французский автомобиль выглядит, на наш взгляд, гармоничней и, если угодно, грациозней немецкого.

Оценивая внутреннее убранство автомобилей-соперников с точки зрения дизайна, первенство, пожалуй, следует отдать высокохудожественному в своей простоте и строгости творению «Opel» (французские интерьеры по эмоциональной насыщенности экстерьерам все же проигрывают). Салон Astra с филигранными линиями передней панели и выразительной центральной консолью, богато декорированной кнопочками и верньерами, действительно способен произвести впечатление.

Но вот беда: рабочее место водителя принято оценивать с позиций эргономики, и вот тут-то упомянутая консоль Astra предстает совсем в ином свете. К примеру, желаемые параметры работы климатической системы приходится задавать с помощью вращающихся ручек, расположенных в самом низу консоли, причем, надо понять, что одна из них (центральная) управляет не только режимом обдува, но и функциями кондиционера. Без предварительного изучения инструкции по эксплуатации не обойтись.

А вот управление климат-контролем Renault, напротив, организовано предельно просто и понятно: кнопки с удобо­читаемыми пиктограммами сгруппированы вокруг аккуратненького экранчика — не запутаешься. Да и расположено это хозяйство не в «подвале», а прямо перед глазами. Не вызывает вопросов и климатическая система Peugeot.

Однако в целом водительские места наших героев организованы довольно удачно. На недостаточный простор в регулировках рулевой колонки (по наклону и по вылету) и на сиденья пожалуются лишь люди, предпочитающие управлять машиной полулежа. Остальные — даже с ростом и комплекцией, далекими от среднестатистических, — подберут удобную посадку без особых проблем. А усевшись должным образом, вряд ли станут предъявлять претензии к досягаемости органов управления. Профиль и жесткость кресел очень хороши — не устаешь ни в дальней дороге, ни в толкотне по «пробкам».

Не отказывают наши герои в комфорте и пассажирам. Троим взрослым будет, конечно, тесновато, однако вдвоем — без проблем и с удобствами. Салон Peugeot стал шире на 35 мм, а выемка в спинке переднего сиденья на 27 мм увеличила пространство для ног. Среди прочих приятных моментов — отдельные дефлекторы обдува и места для мелочовки (карманы в дверях, бокс в откидном подлокотнике). Пространства на задних сиденьях Megane как-то даже неприлично много. Но хватает его и в Astra: места для ног и над головой в большинстве случаев в избытке. А вот по удобству посадки и высадки Opel с узковатыми дверями соперникам все же проигрывает...

Переходя к динамической части теста, освежим в памяти линейки силовых агрегатов. Для Peugeot 308 предлагается три версии 1,6-литрового мотора, разработанного в кооперации с BMW Group. В зависимости от настроек и наличия турбонагнетателя двигатель развивает 120, 140 или 150 лошадиных сил и агрегатируется с 5-ступенчатой механической коробкой передач либо с 4-ступенчатым «автоматом». Astra доступна с двумя версиями 1,6-литрового мотора (105 и 115 л.с.), а наиболее мощный вариант — двигатель объемом 1,8 л, развивающий 140 л.с. Трансмиссии — 5-ступенчатые механические либо роботизированные. Покупатели Astra 1.8 могут заказать АКП-4. Клиентам Megane предлагают на выбор 1,6-литровый 115-сильный и 2-литровый 136-сильный двигатели. В гамме трансмиссий — 5- и 6-ступенчатые МКП и АКП-4.

Доставшийся нам 140-сильный Peugeot 308 порадовал напористым разгоном и уверенной (спасибо турбине) тяге с самых «низов». И разочаровал откровенно рассогласованной с двигателем автоматической трансмиссией.

Приемлемый уровень взаимопонимания возникает в силовом агрегате лишь в режиме Sport, когда коробка старается дольше держать передачу. Зато с управляемостью все в порядке. Гидроусилитель руля заменили электрогидравлическим с переменной производительностью, а традиционные для «Peugeot» стойки McPherson и торсионную балку подвергли существенной модернизации (расширена колея, увеличен диа­метр колес, модифицированы крепления подрамника переднего моста и т.д.).

Не ударяет лицом в грязь и Astra 1.8 АКП-4. Ручного управления коробкой, правда, не предусмотрено. Зато наличествует «зимний» режим, равно как и возможность «пришпорить» спрятанные под капот 140 «лошадей» с помощью кнопки «Sport» на центральной консоли. Правда, расход топлива возрастает при этом неимоверно, ведь в городской езде «автомат» намертво вцепляется во вторую передачу.

Но и в «штатном» режиме Astra ведет себя на дороге просто, понятно и предсказуемо. Великолепно держит скоростную прямую, не пасует и в поворотах: в меру острый и короткий (2,7 оборота от упора до упора), но «прозрачный» руль с электрогидравлическим усилителем гарантирует водителю постоянную обратную связь с автомобилем. Правда, за хорошую управляемость приходится платить: конечно, Astra — не «табуретка», но подвеска все же жестковата...

Уступая многим конкурентам, 2-литровый мотор Renault развивает всего 136 л.с., однако Megane демонстрирует вполне приемлемые для среднестатистического автомобиля гольф-класса динамические характеристики. Передачи в 6-ступенчатой механической коробке подобраны в расчете на спокойную экономичную езду. То же в полной мере относится и к «автомату». В резкой череде разгонов и торможений трансмиссия «теряется» и, отказываясь успевать за чересчур резвым водителем, демонстративно «тупит». В такой ситуации имеет смысл взять управление на себя, благо «ручной» режим в коробке имеется.

Впрочем, Megane — все же не спорткупе, а рядовой (пусть и с весьма яркой внешностью) хетчбэк гольф-класса. Лишним подтверждением тому является великолепная плавность хода. Довольно энергоемкая подвеска исправно «глотает» большинство кочек и ухабов, однако склонна к заметным кренам на виражах. Руль, особенно на небольших скоростях, «пустоват». Прямую Megane держит вполне прилично, но в напряженных поворотах связь с машиной уходит.

Не порадовала и «невесомая» тормозная педаль, требующая поистине прецизионного дозирования усилия (чуть переборщил — авто встает колом). Впрочем, упреков в излишней мягкости заслуживает весь педальный узел Renault...

При сравнении технических характеристик и ходовых качеств участников теста решающим фактором в выборе, пожалуй, будет цена. Аналогичный «нашему» Peugeot 308 облегчит ваш карман минимум на 665 300 руб. (разумеется, за эти деньги ни панорамной крыши, ни навигации в машине не будет). За Opel Astra с 1,8-литровым двигателем и «автоматом» дилеры просят от 583 000 руб. А базовая стоимость Renault Megane 2.0 АКП — 713 700 руб. Правда, и комплектация «француза» будет заметно богаче.

КРАШ-ТЕСТ  OPEL ASTRA

В серии краш-тестов ассоциации EuroNCAP хетчбэк Opel Astra заработал 5-звездный рейтинг, получив 34 балла.

В имитации фронтального столкновения автомобиль удостоился 14 очков. Эксперты отметили превышение давления ремней и подушки безопасности на грудь водителя, что может привести к травмам. За боковой удар Astra получила 16 баллов, и тут обошлось без замечаний. Не менее высоко была оценена безопасность находящихся в салоне детей (4 звезды из 5), однако за «лояльность» к пешеходам хетчбэк получил лишь 3 очка.

КРАШ-ТЕСТ  PEUGEOT 308

В тестах EuroNCAP автомобиль удостоился 5-звездного рейтинга, набрав 35 баллов: 14 — в имитации фронтального столкновения, 18 — при боковом ударе (еще 3 очка Peugeot 308 получил за наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности на всех сиденьях). Травмоопасность передней панели существенно снижена благодаря подушке, защищающей колени водителя. Малолетних пассажиров машина защищает на «четверку» — 39 баллов. А безопасность пешеходов эксперты оценили в 19 баллов (3 звезды из 4 возможных).

КРАШ-ТЕСТ  RENAULT MEGANE

Эксперты ассоциации EuroNCAP присудили Renault Megane максимальные 5 звезд еще в 2002 году. Автомобиль заработал 33 балла, 14 из которых пришлись на фронтальный удар и 16 — на боковой. Специалисты отметили весьма слаженную работу подушек и ремней, обеспечивающую высокий уровень безопасности для всех пассажиров. «Детский» тест в то время в обязательной программе отсутствовал, так что испытания проводились лишь на безопасность пешеходов, по результатам которых Megane заработал 11 баллов (2 звезды из 4).

Opel Astra

+ Неплохое соотношение цены и качества, сбалансированное поведение, широкий выбор вариантов исполнения.

- Небогатое оснащение в базовой комплектации, «автомат» без ручного управления.

Peugeot 308

+ Яркая внешность, отличные двигатели, комфортная энергоемкая подвеска.

- Нерасторопный «автомат», посредственная обзорность.

Renault Megane

+ Яркий дизайн, приличное качество сборки, хорошая динамика и плавность хода, высокий уровень акустического комфорта.

- Довольно высокая цена в приличной комплектации, неинформативные тормоза, неудобный «ручник».