«В Бабруйск, жывотнае!»

Удивительно, но многие молодые россияне уверены, что города Бобруйска не существует! Поверьте, приличная часть нашего подрастающего поколения, постоянно сидящая в Интернете, считает Бобруйск неким мифическим городом, где живут одни лохи и неудачники.

А неугодного человека теперь принято отправлять не на три веселых буквы, а именно в Бобруйск. Точнее, фраза звучит так: «В Бабруйск, жывотнае!» Ну а журналисты «МКмобиля» всегда ходят туда, куда их посылают. Такая уж у нас работа.

Почему интернетчики начали посылать друг друга именно в Бобруйск, сейчас уже сказать сложно. Есть несколько версий. Одни говорят, что в дискредитации Бобруйска виноват писатель Владимир Сорокин, которого так не любит движение «Наши». Другие же уверяют, что Бобруйск стал словом нарицательным после того, как в свое время в «Живом журнале» появился раздел «Гетто № 101 города Бобруйска», где пользователи Всемирной паутины обсуждали глупые, на их взгляд, литературные произведения.

Мы отправились в путешествие на новенькой Mazda5. Из столицы есть два пути в Бобруйск, но каждый из них позволяет доехать до «высококультурного места» за световой день. Более короткий маршрут — Москва—Обнинск—Рославль—белорусская граница—Бобруйск. Однако мы не ищем легких путей и пошли по Минскому шоссе мимо Вязьмы и Смоленска до границы с Белоруссией и далее уже на Могилев и Бобруйск. Минское шоссе, обозначаемое индексом М1, оказалось действительно хорошей трассой с двумя полосами движения в каждом направлении. Грузовики обычно едут справа, а левая часть дороги относительно свободна (по крайней мере если немного отъехать от Москвы). Но будьте внимательны: на дороге немало знаков с ограничением скорости «50». И разумеется, гаишники с большим удовольствием сидят в таких местах в засаде. А штрафы сейчас сами знаете какие.

Перерыв на отдых лучше всего сделать, наверное, в древнем Смоленске. Этот город с большой историей заслуживает того, чтобы его посетить. Ну а от Смоленска до границы с Белоруссией рукой подать. Приятно, что ни наши, ни белорусские пограничники не устраивают никакой тягомотины. Легковые автомобили обычно пропускают вообще без проверки документов, правда, помните, что перед границей нужно купить за 600 руб. еще одну «автогражданку» (здесь и далее для удобства читателей цены приведены в российской валюте, а за один наш «деревянный» можно получить примерно 90 белорусских рубликов).

Про белорусские дороги стоит сказать отдельно. В России принято критиковать Батьку Лукашенко, однако ему удалось сделать две невозможные для нашего сознания вещи. Во-первых, в его стране нет проблемы плохих дорог! Да, мы ездили только по основным трассам, но местные уверяют: в Белоруссии все дороги хорошие, даже второстепенные. Как Лукашенко удалось этого добиться, совершенно непонятно. Говоря о качестве дорог, имеется в виду не только ровный асфальт, но и заметная разметка, наличие на обочине столбиков со световозвращающим покрытием и так далее и тому подобное. Например, перед пешеходными переходами на асфальт часто нанесены специальные бугристые полосы, при проезде по которым автомобиль чуть вздрагивает. Кроме того, непосредственно перед самим переходом нарисован огромный человек, которого видно издали. Казалось бы, ерунда. Но эти нехитрые способы работают — водители в Белоруссии пропускают пешеходов! Хотя «безлошадные» граждане должны благодарить не только дорожные службы, но и жесткие правила. Ведь если водитель не пропустит на переходе пешехода, ему влепят очень приличный штраф: в пересчете на наши деньги — от 400 до 2000 руб.

Повторимся, мы испытали настоящий культурный шок, когда выяснилось, что дороги в Белоруссии ничуть не хуже, чем во многих европейских странах. И ведь вроде бы климат у них такой же, как у нас, и люди, по сути, те же... Но дороги лучше, хотя дураков в Белоруссии хватает.

Правила дорожного движения в Белоруссии немного отличаются от наших. Про пешеходов вы уже поняли. Еще знайте, что в Белоруссии нельзя ездить на машине с затонированными передними окнами (штраф до 800 руб.) и нужно в обязательном порядке пропускать автомобили специальных служб. Да не просто пропускать, а останавливаться при этом на обочине! Тормозить должны даже водители на встречной полосе (при отсутствии разделительной линии). А иначе могут влепить штраф до 4000 руб. или вовсе лишить «прав» сроком на один год. Если же местные гаишники решат, что вы, не пропустив спецтранспорт, создали аварийную ситуацию, то штраф вырастет до 8000 руб. (или лишение «прав» на два года).

Вот еще несколько пунктов из сурового белорусского КоАП: езда в состоянии алкогольного опьянения — штраф до 14 000 руб. плюс лишение «прав» на 3 года, а то и вовсе административный арест; превышение скорости более чем на 30 км/ч — штраф до 4000 руб., а если наказание совершено дважды в течение года, то до 6000 руб. или лишение «прав» на один год. Мало того, за нарушение ПДД оштрафовать могут даже велосипедиста на 200 руб. (а если он был пьян, то и на 1200 руб.). В общем, вы уже поняли, что наказания за нарушения ПДД в Белоруссии приличные даже по российским меркам. А ведь зарплаты там меньше, чем у нас.

Но поражают не только хорошие дороги. Гаишники в Белоруссии почти не берут взяток! Опрошенные нами водители уверяют, что они даже не пытаются «искупить вину на месте», ибо это не приведет ни к чему хорошему. Говорят, особым нежеланием брать взятки характеризуются минские гаишники. Нет, никто не говорит, что в Белоруссии на дорогах стоят кристально честные сверхчеловеки. Ничего подобного. Взять деньги из рук водителя белорусские гаишники тоже могут. Но местные уверяют, что взятку они примут, скорее всего, лишь от привыкших к коррупции россиян, да и то с опаской.

Каким образом Батьке удалось этого добиться? Какими витаминами он кормит своих гаишников? Почему в России «продавцов полосатых палочек» ненавидят, а в Белоруссии уважают? Эти вопросы терзают всю нашу редакцию до сих пор. Однако понятно только одно: при желании можно добиться даже того, что гаишники почти не будут брать взяток, ведь, повторим еще раз, белорусы такие же люди, как и мы, с точно таким же воспитанием и психологией.

Бобруйск, несмотря на свой имидж, оказался очень приятным городком с чистыми улицами, покрашенными домами и большим количеством зелени. Главная улица Бобруйска называется «Социалистическая» — на ней находятся кафе с магазинами, а также симпатичный памятник бобру в смокинге и цилиндре. Бобруйчане (именно так надо называть жителей Бобруйска) уверены, что все мечты сбудутся, если каждый раз при посещении Социалистической улицы тереть лапку животного.

Интересно, что Бобруйск — очень древний город, который был впервые упомянут еще в 1387 году! Название свое населенный пункт получил от реки Бобруйки, в свою очередь, названной так за большое количество бобров, живших на ее берегах (увы, но сейчас этих животных в районе пойти не осталось). Еще Бобруйск известен тем, что некогда он являлся «еврейской столицей» Белоруссии.

Цены в Бобруйске правильные. Например, неплохое местное пиво стоит в пересчете на наши деньги 15 руб. за бутылку (кружка в кабаке — 30 руб.), а одноместный номер в гостинице под чудным названием «Юбилейная» обходится в 350 руб. в сутки! Для сравнения: в российском Тольятти, который тоже является провинцией, проживание одного лица в гостинице с тем же названием стоит 2500–3000 руб. Правда, помните, что бобруйский отель годится только для людей, привыкших к спартанской обстановке. Летом, например, горячую воду дают не каждый день, а если вы познакомитесь с бобруйчанкой (а они все без исключения красивы и стройны), то привести ее в номер для просмотра коллекции марок будет не так-то просто. Охрана внизу требует с гостей предъявления паспорта! Да и вообще с сервисом в Бобруйске, как и в целом в Белоруссии, не очень. Клиенты в этой стране далеко не всегда правы.

Живут в Бобруйске небогато. Все опрошенные нами люди говорили, что зарплаты на жизнь им хватает, но вот купить себе автомобиль уже почти никто не может. И такого бума на новые машины, как в России, здесь нет. Что касается нашей Mazda5, на которой мы прибыли в Белоруссию, то она была единодушно признана бобруйчанами «крутой тачкой», после чего нам настоятельно рекомендовали не оставлять машину ночью перед входом в отель, а отогнать ее на платную стоянку (13 руб. в сутки).

Безусловно, многих россиян, впервые попадающих в Белоруссию, смешат надписи на местном языке: «вакзал», «турыст», «Масква», «трактар», «партызан», «рэстаран». Да и сам Бобруйск пишется как «Бабруйск». Правда, в восточной части страны, в том числе и в столице, на белорусском почти никто не разговаривает: сам Лукашенко вместе с 95% средств массовой информации общается с подданными на великом и могучем.

Как бы то ни было, но Бобруйск нам понравился. Оказалось, что это не такой уж и идиотский город, как многие полагают. Приятное впечатление произвел и более суетливый Минск. В белорусской столице отели оказались существенно дороже бобруйских. Одноместный номер в простенькой трехзвездочной гостинице здесь стоит уже порядка 1000 руб., да и цены в кафе-ресторанах чуть повыше. Однако по сравнению с московскими «прайсами» это все равно копейки.

Вот такой мы увидели Белоруссию за несколько дней нашего путешествия. Наверняка, если бы мы прожили в этой стране подольше, наше мнение о ней изменилось бы. Ведь жалуется же белорусская оппозиция на Александра Лукашенко с его диктаторскими амбициями, который постоянно прижимает частный бизнес и прессу. Последнее, конечно, очень плохо. Но, поверьте, есть в Белоруссии и много хорошего.

&

ДЛЯ ВЪЕЗДА В БЕЛОРУССИЮ нужно иметь российский паспорт, документы на машину и полис «автогражданки». Причем не нашей, а европейской: Белоруссия, в отличие от России, уже давно входит в систему «зеленая карта». Наказание за отсутствие полиса для граждан Белоруссии составляет от 800 до 2000 рублей, а вот с иностранца возьмут уже 4600.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Недавно президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О ратификации конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения». Отныне российские водители не смогут безнаказанно нарушать ПДД в таких странах, как Армения, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан.

А ведь до сих пор наши граждане могли избежать наказания в этих государствах: водитель просто приходил в отделение ГИБДД и говорил, что потерял удостоверение. Но сейчас отвертеться от наказания таким образом уже не получится.