Эхо войны

Какой, однако, нежной и хрупкой вещью оказался наш автомобильный рынок! Прямо как чувствительный прибор — то ли трамвай по улице проехал, то ли за стеной кто-то чихнул, а стрелочка прибора затряслась и поползла вниз.

Какой, однако, нежной и хрупкой вещью оказался наш автомобильный рынок! Прямо как чувствительный прибор — то ли трамвай по улице проехал, то ли за стеной кто-то чихнул, а стрелочка прибора затряслась и поползла вниз.

Комитет автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» (AEB) подвел итоги продаж по итогам августа, и результат заставил торговцев машинами содрогнуться. То есть про свои успехи каждый знал сам и догадывался, что у других они не лучше. Но одно дело строить догадки, и совсем другое — когда вот они, сухие цифры статистики.

В общем-то еще пока не катастрофа: машины наше население продолжает покупать, и продажи все так же растут. Вот только темп роста этих продаж в августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился всего на 23%. Тогда как, если сравнивать июнь 2007 года и июнь 2008 года, рост продаж составил 40%. Эта цифра вполне укладывается в границы среднего результата: рост продаж за первые 8 месяцев этого года по сравнению с годом прошедшим составил 43%. А вот августовский результат говорит нам, что динамика роста продаж упала в два раза.

Такого низкого показателя отечественный авторынок не помнит уже много лет.

Хуже того — почти четверть производителей не смогли дотянуть до прошлогодних показателей! Падение объемов (даже не темпов роста!) продаж затронуло даже такого фаворита 2008 года, как «Chevrolet»: лидер рынка потерял 5% в августе.

Кроме того, на 7% упали продажи «Renault», на 8% — «Kia», на 18% — у авторитетной марки «Mercedes-Benz», еще больше — на 19% — у «Mitsubishi», ну и хуже всего шли дела у «Volvo», чьи продажи упали на 48%.

Снижение продаж ударило больше всего по массовым моделям. Падение наблюдалось у Renault Logan, входящего в тройку лидеров (5000 автомобилей за август, падение на 9%). Упали продажи самых массовых моделей «Chevrolet»: Niva — на 3% (3500) и Lanos — на 52% (2900). Снизились продажи двух из трех (кроме Qashqai) массовых моделей «Nissan»: Almera — на 31% (1400) и X-Trail — на 10% (2200). Кроме того, упали продажи Kia Spectra — на 16% (2500) и узбекской Daewoo Matiz — на 13% (3900).

Эксперты склонны объяснять негативную динамику на отечественном авторынке совокупностью экономических и политических факторов. С одной стороны, на август приходится традиционный сезон отпусков как у производителей, так и у покупателей. С другой стороны, экономическая ситуация в России в августе случилась не самой благоприятной: курс доллара рос, а фондовые рынки падали. Кроме того, война в Осетии и ее последствия не внушали людям уверенности в завтрашнем дне. В такой ситуации многие потенциальные покупатели могли принять решение отложить покупку машины на некоторое время. О явном кризисе на автомобильном рынке России, вроде того, что мы видим в США и Европе, говорить пока рано, но некоторая паника уже наблюдается.

По прогнозам экспертов, продажи отечественных автомобилей и «бюджетных» иномарок нижнего ценового диапазона продолжат падение и дальше. На машины среднего и чуть выше ценового сегмента существуют очереди, поэтому здесь ситуация прояснится не раньше чем через пару месяцев. И совершенно точно, что меньше всего кризис скажется на продажах машин премиум-класса. Продавцы подобных автомобилей умеют выходить с прибылью из любого кризиса или при смене власти. Но однозначного ответа, что нас ждет дальше, дать никто не может.