Разочарованные пиццей

Вы привыкли брать отпуск летом? Понимаем, сами такие. Но попробуйте хотя бы раз в жизни отдохнуть недельку осенью и поехать, скажем, в Италию. Это на самом деле не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Ведь горячий сезон уже закончился, значит, авиакомпании устраивают распродажи, цены в отелях не так кусаются, а главное, туристов становится намного меньше.

Но перед тем как ехать на Апеннины, нужно четко понять, какие города вы на этот раз хотите посетить, ведь в Италии такое количество всевозможных исторических мест, что там можно проводить каждый свой отпуск. Например, мы решили основной упор сделать на Венецию. А еще заскочить в Пизу и чуть-чуть поиграть в казино в Монако.
В нашем случае удобнее было бы прилететь самолетом прямо в Венецию, в аэропорт имени Марко Поло. Однако практика показывает, что часто более дешевые билеты можно найти на лайнеры, прибывающие не в саму Венецию, а, скажем, в Верону или Римини. Ведь с Марко Поло работают обычно дорогие авиакомпании, а журналисты — люди далеко не самые обеспеченные. Поэтому взяли «бюджетные» билеты на самолет, приземляющийся в окрестностях Вероны (11 000 рублей туда-обратно с учетом сборов). Вариант оказался совсем неплохой. Ведь прямо в аэропорту мы без проблем арендовали автомобиль, причем, как позже выяснилось, в самой Венеции прокатные конторы за точно такую же модель берут существенно больше.

Признаться, сразу же после прилета и аренды автомобиля возникло желание сыграть перед женой в последнего романтика и отправиться в Верону на поиск мест, по которым бегали Ромео с Джульеттой. Но лень-матушка возобладала, и мы поехали сразу в Пизу. Ибо про несовершеннолетних любовников можно прочитать и у Шекспира, а падающая башня — это действительно интересно.

Дороги в Италии довольно хорошие, но не надо особо уповать на качество всех местных магистралей. Опыт показал, что по второстепенным дорожкам лучше катить, когда вы никуда не торопитесь. А для экономии времени пользоваться платными магистралями, опутавшими всю Италию. Эти трассы хороши тем, что идут мимо населенных пунктов и имеют действительно качественное покрытие. Вопреки всем страхам проезд по италь­янским автобанам стоит недорого. Обычно ежедневная сумма, уплаченная нами работникам дорожных служб, не превышала 10 евро. При въезде на платный участок будьте внимательны: скорее всего вам дадут специальный талончик, который не стоит тут же выбрасывать. Его необходимо хранить в недоступном для детей месте, а при съезде с магистрали засунуть в специальную прорезь. Электроника сосчитает, сколько вы проехали, и покажет сумму. Платить лучше мелочью, но большинство автоматов принимает бумажные деньги и кредитные карточки.

В общем и целом ПДД в Италии ничем не отличаются от наших. Разве что при въезде на дорогу с круговым движением вы должны всех пропускать, а вот машины на самом кольце уже имеют преимущество. Кроме того, при езде по итальянским городкам не суетитесь и не прыгайте из ряда в ряд! Забудьте об этой мос­ковской привычке, иначе можно запросто сбить какого-нибудь мотоциклиста. А их в Италии огромное количество. Поэтому просто двигайтесь вперед, плавно разгоняйтесь и так же тормозите — мотоциклисты вас сами объедут.

А еще помните про безумные штрафы, которые полицейские выписывают при малейшем нарушении ПДД. Скорость в Италии лучше не превышать (как правило, она ограничена пределом в 110 км/ч на главных магистралях вне города и 90 км/ч на второстепенных шоссе за чертой города, в населенных пунктах нельзя двигаться быстрее 50 км/ч). Причем ремни безопасности обязательны для всех, а дети должны находиться в специальных креслах. Так вот, за превышение скорости более чем на 40 км/ч вы можете остаться без 700 евро, а неправильная парковка опустошит ваш кошелек на 120 евро. Но несмотря на такие драконовские штрафы, на автобанах постоянно попадаются лихачи, несущиеся гораздо быстрее положенных 110 км/ч. Видимо, это связано с тем, что на платных магистралях полиции практически никогда нет. А вот на второстепенных дорожках служители закона встречаются. И здесь будьте особо внимательны.

На магистралях лучше не строить из себя самого крутого водителя в мире и стараться не занимать крайнюю левую полосу. По негласному правилу она отводится исключительно для обгона или движения лихачей, которые не боятся штрафов.

Ночевали мы неподалеку от Пизы в небольшом отеле, расположенном почти на самом берегу моря. Ну а рано утром наша Lancia выехала на платную трассу по направлению в один из самых шикарных городов мира — в Монте-Карло, столицу и единственный крупный населенный пункт княжества Монако (местных нужно, кстати, называть монегаски, а не монте-карлики, как иногда можно услышать). Конечно, мы знали, что в этом независимом государстве живут небедные люди. Но чтобы настолько! Количество Porsche, Bentley, Rolls-Royce и всевозможных спорткаров, собранных в единственном экземпляре, здесь превышает все разумные пределы. На удивление, даже обладатели автомобилей стоимостью под $500 000 ведут себя как-то скромно. В городе нет никакой суеты, никто не кичится своими деньгами, все настолько спокойно и умиротворенно, что даже противно становится.

Стоимость отелей в самом Монако весьма приличная. Поэтому можно совершенно спокойно поселиться где-нибудь во Франции или Италии в 30–50 км от Монако и уже на машине приехать в княжество, оставить ее на платной парковке и спокойно погулять по городу. Или поиграть в главном казино города (на входе потребуют пиджак, паспорт и 10 евро).

Ну а после Монако было решено провести несколько дней в Венеции, которая, собственно говоря, и являлась главной целью нашего путешествия. Красивее и необычнее этого города вообще сложно себе что-то представить. А самое интересное, что в старой Венеции действительно нет автомобилей — их оставляют «на материке» либо на больших паркингах, расположенных уже непосредственно в Венеции, на острове Трончетто (Tronchetto) или на площади Рима (Piazzale Roma). Последним пользоваться гораздо удобнее, так как он стоит прямо на Большом канале, главной «улице» города. Хотя будьте готовы к тому, что стоянка машины обойдется вам в серьезную сумму — сутки пребывания авто в старой Венеции стоят 24 евро!

Венеция, состоящая из 118 островов, — просто сказка. Узкие улочки и каналы, постоянно встречающиеся мосты и набережные, уникальная архитектура. Площадь Сан-Марко с одноименным собором и дворцом Дожей, остров Сан-Джорджо, мост Риальто, Большой канал... В общем, перечислять все прелести этого города можно бесконечно. Да и стоит ли? На самом деле, чтобы понять всю прелесть Венеции, в ней нужно побывать. И ни в коем случае не вместе с экскурсией, когда вы стремглав бежите от одного музея к другому, не понимая, что происходит. Венецию надо осматривать не спеша. Уделите этому городу хотя бы три дня!

Как же перемещаются по своему городу венецианцы, ведь автомобилей здесь нет (лишь по большой косе Лидо могут ездить машины и автобусы)? Оказывается, многие предпочитают пользоваться своими ногами. Во многих случаях это просто-напросто быстрее. Но есть и другие средства передвижения. Все, конечно же, слышали про гондолы (ударение нужно ставить на первый слог). Но сейчас они не выполняют никакой транспортной функции, на них возят исключительно туристов, беря с последних по 80–100 евро за 40–60 минут плавания. Местные жители чаще всего используют собственные катера, водные такси (быстрые и очень дорогие) или так называемые вапоретто. Последние представляют собой, по сути, городские автобусы, только водные. Они двигаются по расписанию, имеют свои остановки и аж 26 маршрутов. Есть даже один ночной!

Правда, у вапоретто имеются три больших минуса. Они ходят довольно медленно, всегда переполнены, да к тому же стоимость проезда весьма приличная: разовая поездка для туристов — 6,5 евро (для местных — 2 евро), проездной на 12 часов — 12 евро, на 24 часа — 14 евро. Теоретически на вапоретто можно ездить и бесплатно, так как билеты там почти никогда не проверяют.

По поводу кухни стоит сказать отдельно. В Италии вообще готовят очень вкусно, однако Венеция в этом плане может вас разочаровать. Например, именно в Венеции мы ели самую отвратительную пиццу в мире! Говорят, в этом виноваты туристы — постоянных клиентов у большинства заведений в центре города нет и никогда не будет. Поэтому они и не слишком стараются угодить посетителям, ведь даже если вы уйдете недовольным, то уже через пять минут придут новые желающие подкрепиться.

&

ПРИЗНАТЬСЯ, БЫЛО ПОЧЕМУ-ТО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ПИЗА — очень маленький городок, состоящий чуть ли не из одной только падающей башни. Но оказалось, что в Пизе живет довольно много людей и тут легко заблудиться, особенно когда нет навигации (если она имеется, то просто вбейте в систему название Piazza dei Miracoli — и электронный лоцман доведет вас до центральной площади Пизы). Конечно, башня является главной достопримечательностью города, хотя на площади стоит посмотреть и на величественный собор. Причем называется она не просто «башня». Кампанила — вот ее официальное название. И поверьте, сооружение действительно падает!

Зрелище нереальное. Еще больше удивляешься, когда узнаешь, что строительство здания началось почти тысячу лет назад, еще в 1173 году... С самого начала возведения конструкция стала заваливаться набок, и этот процесс идет до сих пор (кстати, архитектор этого самого неправильного здания в мире так и остался неизвестен — видимо, поначалу местные жители были им не слишком довольны, а кто-то говорит, что его и вовсе казнили).

&

АРЕНДА МАЛЕНЬКОЙ, НО довольно комфортной Lancia Ypsilon (если вы в Италии, то надо ездить обязательно на местных авто­мобилях) на неделю обошлась в 192 евро. Вернее, в 282 евро — дополнительные «еврики» пришлось заплатить за прокат навигационной системы и некие услуги по ее «установке и обслуживанию» (при этом мы не платили 117 евро за полную страховку — понадеялись на русский авось, который, слава богу, сработал). Поэтому если у вас есть дома навигационная система с заранее скачанными картами Италии, то не глупите и берите ее. Сэкономите 90 евро!