АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ?

Вот бы узнать: мир окончательно сошел с ума или слабая надежда на выздоровление еще остается? В «план Полсона», призванный спасти американскую экономику, никто не верит. Даром что Бушу удалось-таки провести эту беспрецедентную по своему антирыночному пафосу меру через Конгресс. Аккурат по этой причине падают цены на нефть — США как-никак ее главный потребитель. А доллар вопреки здравому смыслу вызывающе растет. Радуя и одновременно пугая экспертов: с одной стороны, сильная валюта помогает бороться с инфляцией, попутно поддерживая в мировом сообществе веру в непоколебимость американской экономики, а с другой — ставит палки в колеса национальным компаниям-экспортерам.

Уолл-стрит между тем лихорадит. В то время как я пишу эту колонку, фондовые индексы США падают уже третий день подряд. В лидерах — акции сырьевых компаний, что связано с обвалом цен на нефть и ряд металлов на мировых рынках. Столь же плачевная ситуация наблюдается на европейских и азиатских площадках.

Не лучше обстоят дела и у нас. Индекс РТС обвалился на 19%, упав по сравнению с историческим максимумом более чем на полторы тысячи пунктов и достигнув рекордного провала за всю историю российского фондового рынка. Капитализация национального рынка акций снизилась более чем на $100 млрд.

Впрочем, страдают не только всякие брокеры-трейдеры, откладывающие в сторону телефоны и понурив головы покидающие рабочие места. В тихом ужасе от происходящего пребывают и банкиры, наглухо забаррикадировавшиеся в своих кредитных организациях и отказывающие в ссудах даже самым лучшим и надежнейшим клиентам. Несмотря на массированные вливания ликвидности со стороны центральных банков, нормальная работа мирового кредитного рынка практически приостановилась.

Чем это чревато, думаю, понятно даже простому обывателю. А профессионалы вроде исполнительного вице-президента ОАО «АвтоВАЗ» Яна Венсана откровенно обеспокоены. Топ-менеджер ведущего предприятия отечественного автопрома прямо говорит, что дефицит кредитов поставит под угрозу продажи автомобилей (любых марок и моделей). Дилеры не в состоянии оплатить машины, которые уже получили, а сложное положение многих поставщиков создает опасность для самого автогиганта.

Добавьте к этому сокращение объемов потребительского кредитования (рост процентных ставок и ужесточение требований к заемщикам), и будущее российского авторынка вряд ли покажется безоблачным.