1602

Конец кредитной истерии

Автопродажи в России — на грани краха?
Странное свойство людской психики — человеку всегда кажется, что все плохое может произойти с его соседом, но уж точно не с ним. Это в равной мере относится и к последствиям дурных привычек, и к использованию ремней безопасности в автомобиле, и, как выяснилось, к финансовым кризисам тоже.
Поделиться

Странное свойство людской психики — человеку всегда кажется, что все плохое может произойти с его соседом, но уж точно не с ним. Это в равной мере относится и к последствиям дурных привычек, и к использованию ремней безопасности в автомобиле, и, как выяснилось, к финансовым кризисам тоже.

Весь этот год мы тихо злорадствовали, наблюдая, как американцы, отчаянно барахтаясь, пытаются выбраться из долговой ямы. “У нас-то все хорошо, — говорили мы себе, — нефть все дорожает, а по итогам конца лета Россия стала крупнейшим автомобильным рынком Европы”. Однако недолго музыка играла.

Первый тревожный звоночек прозвучал еще в начале сентября, когда стало очевидно, что по итогам августа динамика роста продаж автомобилей упала в два раза (“МК” уже об этом писал). Но, пребывая в благостном расположении духа, все отмахнулись от сухих, скучных цифр, предпочтя списать явление на сезонный спад. Домахались — и сегодня имеем то, что имеем.

Самое неприятное — ситуация вокруг автокредитов. Часть банков вообще отказалась от предоставления этой услуги, остальные дружно повысили кредитные ставки, намекнув, что это не последний раз. И все без исключения резко ужесточили требования к заемщикам, да и сами условия кредита. С автокредитами без первоначального взноса теперь можно попрощаться. Тех, кто уже платит по кредиту, может ожидать и еще более неприятный сюрприз: банки прозрачно намекнули, что их договоры позволяют изменить правила игры даже в случае фиксированной процентной ставки. Ставку могут повысить, основываясь на условии договора, например, в случае изменения макроэкономической обстановки. В стандартном договоре обычно указано, что банк уведомляет клиента об изменениях тарифов не позднее чем за 15 дней до их введения. В случае несогласия клиент вправе отказаться от договора до момента вступления изменений в силу. Но вот только задолженность по кредиту при этом придется погасить. Поэтому совершенно очевидно, что продажи автомобилей в ближайшее время упадут — ведь примерно половина проданных в стране машин покупалась в кредит. Остается лишь пожалеть те иностранные автомобильные компании, которые в этом году уже запустили свои заводы в России или приступили к их активному строительству. Впрочем, способность менять правила во время игры всегда была притчей во языцех нашей экономики.

НАШ ЭКСПЕРТ

Дмитрий ЕРОХИН, кредитный брокер:

— Число клиентов, желающих получить кредит, уменьшилось незначительно, зато практически в два раза вырос процент отказа со стороны банков. Если в августе этого года отказ получали примерно 40% желающих взять кредит на покупку автомобиля, то в конце сентября — уже 80%. Ужесточились и условия получения кредитов. Теперь придется сразу внести 20—30% от стоимости автомобиля, да и сам кредит дадут максимум на 5 лет. Кроме того, за неполные два месяца процентные ставки по автокредитам повышались уже дважды — в сентябре они выросли до 18% в рублях и 14% в валюте, а в октябре подросли до 20—22% в рублях и 18—19% в валюте.