Дитя интернационала

Может быть, Mitsubishi Carisma и не оставила эпохального следа в истории мирового автомобилестроения. Однако эта довольно скромная, без особых претензий модель отличается весьма привлекательной ценой неплохими потребительскими свойствами.

В каком классе выступает Mitsubishi Carisma? На этот вопрос на самом деле точного ответа нет. Кто-то будет уверять, что это представитель сегмента «D» по европейской классификации, конкурирующий с Toyota Avensis и Opel Vectra, а кто-то «уменьшит» Carisma до С-класса, где выступают Toyota Corolla, Opel Astra, Volkswagen Golf и многие другие. И все спорщики окажутся правы, ведь Carisma (как и Volvo S40) была, что называется, ни рыба ни мясо. Для D-класса автомобиль мелковат, а С-класс определенно перерос. Хотя на бедную комплектацию в случае с этой моделью грех жаловаться, особенно учитывая ее не самую высокую цену. Например, в 2002 году модель можно было купить всего за $13 650. Правда, под капотом такой машины стоял скромный 1,3-литровый агрегат, но зато в оснащение входили кондиционер, две подушки, электропривод передних стекол (зеркала настраиваются вручную).

Согласитесь, за эти деньги оснащение очень даже приличное, учитывая габариты автомобиля. К тому же качество сборки салона нареканий не вызывает. Разве что сиденья быстро протираются, но их можно легко закрыть обычными чехлами.

Вообще, несмотря на голландское происхождение (модель собирали на заводе NedCar в Нидерландах), Carisma не подпортила имидж японских автопроизводителей. Например, в последнем рейтинге надежности немецкой TUV среди 6–7-летних автомобилей Mitsubishi Carisma занимает 27-е место из 99 моделей, не слишком много проигрывая лидерам списка. Правда, среди 8–9-летних машин Carisma уже на 54-м месте, а среди 10–11-летних — на 43-м.

На нашем вторичном рынке можно встретить как машины, привезенные из Европы, так и проданные изначально в России. Причем последних довольно много, ведь, скажем, в 2003 году Carisma была третьей по популярности иномаркой в стране, а в 2004-м — четвертой. Проданные в России автомобили имеют одно достоинство: они адаптированы для наших дорог. Правда, увеличенный дорожный просвет имеет и обратную сторону: подвеска стала более жесткой. Иногда приво­зят в Россию и Carisma из Японии. Оказывается, в 1996–1998 годах ее туда завозили из Голландии. Но модель, как говорится, не пошла. В продаже можно найти машины трех фаз развития, ведь Carisma пережила аж две модернизации (в 1999 и 2002 годах). Мастера говорят, что лучше всего брать автомобили, собранные после весны 1999 года. Оказывается, дорестайлинговые машины страдали некоторыми «детскими болезнями», да и качество сборки у них оказалось чуть хуже. Вариантов кузова два: седан или 5-дверный хетчбэк. Последний автомобиль, если честно, смотрится интереснее, да и в его практичности никто не сомневается.

Первое время Carisma оснащалась стандартными моторами: бензиновыми объемом 1,6 л (90 л.с., а позже 103 л.с.) и 1,8 л (116 или 140 л.с.), а также дизелем объемом 1,9 л. Причем дизель постоянно модернизировался. Сперва он имел 90 л.с., затем мощность выросла до 102 л.с., а после и вовсе до 115 л.с. Однако со временем гамму двигателей расширили. Появился 1,3-литровый агрегат, выдававший 82 л.с., и знаменитый двигатель 1,8 л с системой прямого впрыска топлива GDI (125 л.с.). Последний мотор вызывает наибольшее количество споров. Поэтому о нем мы поговорим в первую очередь.

Система GDI была весьма прогрессивной для своего времени. В таких моторах топливо и воздух подаются непосредственно в цилиндры под очень высоким давлением. Для этого используются специальный топливный насос и соответствующие форсунки. Главные достоинства двигателей GDI — низкий расход топлива, высокая мощность, а также очень неплохой крутящий момент на низах, благодаря чему ездить на автомобиле удобно. Однако есть и серьезные минусы, о которых покупатели подержанных автомобилей должны знать в обязательном порядке.

Например, из-за не самого качественного топлива, которое сплошь и рядом встречается в России, довольно быстро выходят из строя такие дорогие элементы системы GDI, как топливный насос высокого давления и форсунки. Обычно в России к 120 000–150 000 км пробега они могут прийти в негодность, даже если водитель старался заезжать на приличные заправки. Цена насоса составляет порядка $800. Стоимость форсунок тоже удивляет — около $400 за штуку. То есть комплект потянет уже на $1200! Теоретически их можно менять по отдельности, но многолетний опыт мастеров показывает, что если «умерла» одна, то на подходе находятся и все остальные. Чтобы про­длить жизнь форсункам, на сервисе рекомендуют чистить их каждые 20 000–30 000 км, однако это не панацея. Так что от Carisma 1.8 GDI лучше отказаться, особенно когда машина прошла более 120 000 км. Уж слишком велик риск.

Распространенные бензиновые двигатели с обычной системой впрыска объемом 1,6 и 1,8 л доставляют гораздо меньше проблем. Обычно они требуют только регулярной замены масла каждые 15 000 км. Иногда моторы объемом 1,6 л «подъедают» масло, но в большинстве случаев это не носит криминального характера. Кстати, надо отметить один нюанс, который должен знать автолюбитель перед покупкой Carisma с пробегом около 90 000 км. Дело в том, что именно на этом рубеже нужно менять ремень ГРМ с роликами. Кроме того, уже могут быть серьезно изношены подвеска и сцепление. И иногда визит на сервис оборачивается для владельца счетом, превышающим $1200.

Многие пугаются агрегата объемом 1,3 л. И напрасно. К надежности 82-сильного движка претензий нет, да и тянет он неплохо. По крайней мере для города возможностей хватает (в этом помогают две первые короткие передачи). Поэтому если вы спокойный и рассудительный человек, да к тому же хотите сэкономить, то можете смело смотреть на 1,3-литровую Carisma.

Коробка передач на Carisma может быть механической или автоматической. Причем на моторах с бензиновым двигателем объемом 1,6 л «механика» поставлялась французами из «Renault». Именно ее и критикуют чаще всего — за текущее через вал переключения масло и люфт кулисы (в последнем случае надо заменить пластиковые втулки, что стоит около $70–100). Что касается сцепления, то срок его службы очень сильно зависит от манеры вождения.

У спокойного водителя этот элемент прослужит около 150 000 км, а вот у излишне темпераментного — не более 100 000 км. Но на самом деле и это вполне приличный показатель, особенно если учесть, что замена комплекта стоит не так уж и дорого. Если брать неоригинальные детали, которых сейчас хватает в магазинах, то можно уложиться в $300.

Если вы покупаете автомобиль с пробегом около 50 000 км, то в 99% случаев с «автоматом» все будет в порядке. Надо только вовремя менять масло. А вот если машина пробежала уже 150 000 км, то нужно быть очень внимательным. Ибо в этом случае шансы столкнуться со сломанной коробкой серьезно увеличиваются. Ремонт АКП для Carisma стоит обычно около $1700. На самом деле вполне стандартная цена.

Иногда можно услышать, что у Carisma слабенькие амортизаторы, которые часто ломаются. Этот миф родился в тот момент, когда к нам только начали поставлять данную модель. Первое время амортизаторы действительно часто стучали и текли. Однако машины, выпущенные в конце 1998 года, уже имели более надежные стойки, которые должны исправно служить как минимум 100 000 км. Потом, правда, они могут попросить замены, поэтому покупателю 5–7-летнего автомобиля нужно быть к этому готовым.

Да и вообще 100 000–120 000 км — очень опасный срок для Carisma. Часто именно на этом этапе приходится менять не только амортизаторы ($100 за штуку и $400 за комплект), но и значительную часть самой подвески (спереди — McPherson, сзади — сложная многорычажная конструкция, да еще с эффектом подруливания). Например, нижние рычаги в сборе с шаровыми опорами ($250 за замену пары), шесть задних поперечных рычагов (около $350 с работой), задние сайлент-блоки ($150 с работой). И если вспомнить, что на 90 000 км надо делать большое ТО, а на 100 000–120 000 км может «умереть» сцепление, то понимаешь, что покупка подобной Carisma — не самое выгодное вложение средств. Так что настоятельно объясните все эти нюансы продавцу и попросите приличную скидку.

ПРИМЕРКА

Исследуемая нами Mitsubishi Carisma 2002 года выпуска изначально куплена в России. По словам продавца, он выбрал Carisma из-за хорошего соотношения цена/качество, ведь она была одной из самых доступных моделей такого размера («корейцы» не в счет). И за все годы Mitsubishi Carisma ни разу не разочаровала. Автомобиль не подводил и исправно ездил, хотя кое-какие поломки возникали (например, довольно быстро износились стойки заднего стабилизатора, но их поменяли по гарантии).

Проведенное исследование на станции «Mitsubishi» полностью подтвердило слова владельца. Машина действительно находится в хорошем состоянии. Однако мастера сразу предупредили: будущему покупателю предстоят серьезные траты. Ведь машина сейчас имеет пробег 88 000 км. А это значит, что уже совсем скоро надо будет делать большое ТО с заменой ремня ГРМ и многих технологических жидкостей. Кроме того, через 10 000–15 000 км придется «перетряхивать» подвеску.

ЭКСКУРС

В начале 1995 года в Голландии на заводе «NedCar» началась сборка автомобиля под названием Mitsubishi Carisma. Его делали вместе с «двоюродными братьями», созданными на одной и той же платформе. Речь идет о Volvo S40 и Mitsubishi Space Star. Модель выпускали в двух кузовах — седан и 5-дверный хетчбэк.

В 1997 году на машину начали ставить знаменитый двигатель GDI объемом 1,8 л, выдававший 125 л.с. Однако долгое время японцы боялись поставлять в Россию этот силовой агрегат. В 1999 году Carisma подверглась первому рестайлингу. Модернизация пошла на пользу. И это касается не только внешнего вида (изменились бамперы, фары, решетка радиатора), но и салона. Самое приятное, что рестайлинговые Carisma получили лучшее оснащение. Кроме того, повысилась надежность. А еще на поставляемых в Россию автомобилях появился 1,8-литровый двигатель GDI.
В 2002 году Mitsubishi Carisma обзавелась самым скромным 1,3-литровым мотором, составившим компанию 1,6- и 1,8-литровым агрегатам и дизелю объемом 1,9 л. В конце того же 2002 года Carisma еще раз подверглась модернизации. Ну а в декабре 2003 года производство автомобиля было прекращено. На смену ему так ничего и не пришло.

Mitsubishi Carisma — довольно популярный автомобиль на нашем вторичном рынке. Найти подходящую машину не составит большого труда, однако перед покупкой надо быть внимательным. Лучше всего отказаться от Carisma с двигателем GDI. Также очень осторожно надо подходить к моделям, имеющим пробег около 90 000–100 000 км. Они могут потребовать весьма дорогосто­ящего ремонта.

Генеральный директор «Центра автомобильных кредитов», к.э.н. Дмитрий ЕРОХИН

— Покупка Mitsubishi Carisma в кредит имеет несколько особенностей, которые необходимо учитывать потенциальному покупателю данного автомобиля.

Во-первых, на машины, снятые с производства, сокращается спрос. Соответственно, у владельца Mitsubishi Carisma могут возникнуть трудности с быстрой продажей автомобиля, а ситуаций, когда нужно продать кредитный автомобиль, бывает достаточно много: это и личные обстоятельства, и неопределенности с работой, и другие жизненные ситуации, которые также не позволяют нормально обслуживать кредит. При возникновении подобных ситуаций покупатель рискует столкнуться с просрочкой по кредиту, а значит, быстрая продажа автомобиля и досрочное погашение кредита позволяют избежать штрафных санкций.

Во-вторых, сегодня в условиях кризиса ликвидности банки ограничивают кредитование автомобилей с пробегом, особенно старше пяти лет. Причем ограничения, как правило, не устанавливаются официально, а проявляются в повышенном числе отказов в кредите на автомобили данной группы. Как следствие, потенциальному покупателю Mitsubishi Carisma придется потратить больше времени на поиск и получение кредита.

В-третьих, стоимость страховки КАСКО на Mitsubishi Carisma при трехлетнем кредите может составить половину стоимости автомобиля, что существенным образом увеличивает цену самой машины. Если же покупать автомобиль по кредитной программе без страховки, то расходы на более высокие проценты по кредиту могут оказаться сопоставимыми с расходами на страховку. Однако, с другой стороны, цены на Mitsubishi Carisma делают сегодня этот автомобиль доступным для широкого круга покупателей. Также, учитывая, что большинство автомобилей продаются частными лицами, потенциальный покупатель имеет хорошую возможность сделать перед покупкой все необходимые технические экспертизы и дополнительно сторговать 5–10%, что делает покупку весьма привлекательной. Объективная же оценка всех «за» и «против» позволит приобрести действительно хороший автомобиль, который будет полностью соответствовать ожиданиям нового владельца.