Спорно, но заторно!

В девяноста процентах случаев жителю любого российского города-миллионника при слове «пробка» сразу же представляется затор на дороге. И никаких винно-водочных ассоциаций!

Загруженность дорожной сети в нашей стране отслеживает масса ответственных организаций всех уровней власти — начиная от соответствующих структур ГИБДД и заканчивая разнообразными муниципальными службами. Информация доступна, как правило, лишь специалистам-дорожникам.

В последнее время стали появляться частные исследования распределения транспортных потоков в больших городах. Недавно один из крупных интернет-порталов провел такую работу и опубликовал результаты. Предметом исследования стали не только легендарные столичные «пробки», но и ситуация с дорожными заторами в таких российских городах, как Санкт-Петербург и Екатеринбург, а также — для сравнения — в зарубежном Киеве. Согласно исследованию, в Москве количество «пробок», возникающих в течение дня, как и следовало ожидать, продолжает расти: весной 2008 года каждый день в среднем возникало более 800 «пробок». С весны 2007-го до весны 2008 года ежедневно образовывалось в среднем около 750 «пробок», а в позапрошлом году, с весны 2006-го до весны 2007 года, — около 650.

Хотя, как ни парадоксально, количество машин, застревающих в типовой московской «пробке», даже несколько уменьшилось — в среднем до 1400 (с прошлогодних 1500). Однако средний водитель этой весной терял из-за затрудненного движения более 12,5 часа ежемесячно, что на полтора часа больше, чем год назад. Жителей Санкт-Петербурга может слегка утешить то, что средняя продолжительность одного затруднения движения по их городу в 1,6 раза меньше, чем в столице, — около 54 минут при показателе 1 час 26 минут в Москве. Структура «пробок» в Москве и Санкт-Петербурге одинакова: имеются утренний и вечерний часы пик, когда загруженность достигает 7–9 баллов. Немного более спокойная ситуация на дорогах с двенадцати до пяти часов дня. В Киеве и Екатеринбурге часы пик выражены несколько слабее.

Самым «хорошим» днем для московских автомобилистов остается понедельник. А говорить о самом «плохом» дне бессмысленно: четыре остальных будних дня по количеству «пробок» практически не отличаются друг от друга. То же самое в целом справедливо и для Санкт-Петербурга, и для Екатеринбурга. И только в Киеве действительно важно, в какой день недели ездить по городу. Количество «пробок» планомерно увеличивалось в течение рабочей недели, и к пятнице их становилось в среднем в полтора раза больше, чем в понедельник. «Трафик выходного дня» во всех городах устроен практически одинаково: «пробки» возникают только в середине дня. В Москве и Санкт-Петербурге субботняя загруженность достигает шести баллов, в Екатеринбурге — четырех. На дорогах Киева в выходные всегда было относительно свободно.

Любопытно, что в Северной столице «пробок» по выходным больше, чем в Москве. Вообще дорожная ситуация в Санкт-Петербурге очень похожа на московскую двухгодичной давности. Количество «пробок» в часы пик соответствует аналогичному количеству «пробок» в Москве летом 2006 года, а загруженность в дневные часы — зиме 2006–2007 годов. Учитывая схожесть распределения «пробок» по времени суток, можно ожидать, что через некоторое время улицы Санкт-Петербурга будут сильно напоминать московские.

Стоит заметить, что в последнее время в столице России рост числа «пробок» несколько замедлился. За полгода, прошедшие с осени 2007-го до весны 2008 года, дневная (с восьми утра до девяти вечера) загруженность московских улиц выросла только на 0,25 балла. Чуть сложнее стало ездить по утрам и в середине дня, а количество «пробок» в вечерний час пик даже немного уменьшилось.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

За предшествовавший год, с осени 2006-го до осени 2007 года, загруженность дорог в Москве увеличилась на 1,3 балла. Таким образом, можно начать питать слабую надежду, что столичная дорожная ситуация в городе приближается к своего рода «уровню насыщения». То есть в ближайшее время она может перестать все время ухудшаться, достигнув некоего стабильного уровня «пробочности».