На грани нервного срыва

Безусловно, в истории «Формулы-1» в целом и этого сезона в частности найдутся более захватывающие Гран-при по своему внешнему проявлению. Гонка, в которой решается судьба чемпионского титула, — особенная. Но гонка, в которой судьба чемпионского титула решается на последних секундах, когда победитель уже финишировал, во сто крат особенная.

Безусловно, в истории «Формулы-1» в целом и этого сезона в частности найдутся более захватывающие Гран-при по своему внешнему проявлению. Гонка, в которой решается судьба чемпионского титула, — особенная.

Но гонка, в которой судьба чемпионского титула решается на последних секундах, когда победитель ужефинишировал, во сто крат особенная.

На самом деле финал чемпионата на Гран-при Бразилии, когда лишь за несколько секунд до собственного финиша (лидер гонки уже закончил заезд) Льюис Хэмилтон вернул себе пятое место, обеспечившее ему титул, стал логическим завершением года. Года, где за чемпионство большую часть сезона боролись четыре пилота, а лидеры менялись зачастую от гонки к гонке. Года, где за восемнадцать Гран-при семь пилотов (Хэмилтон, Масса, Райкконен, Кубица, Ковалайнен, Феттель, Алонсо) хоть по разу поднимались на верхнюю ступеньку пьедестала. Года, где лидеры чемпионата совершили огромное количество зачастую непростительных ошибок — как на персональном, так и на командном уровнях. Ошибка одного оборачивалась преимуществом другого, и так интригу удавалось сохранять до самого финиша последнего этапа.

Оба (и Масса, и Хэмилтон) были одинаково достойны или одинаково недостойны чемпионского титула. С идеальной точки зрения и тот и другой не раз демонстрировали нечемпионскую езду, не приблизившись к былому безупречному стилю Михаэля Шумахера. Правда, в те годы и сама команда «Ferrari» была настоящим эталоном (в том, что касается тактики, обслуживания машин, в частности на пит-стопах). В этом сезоне обладатель Кубка конструкторов на некоторых трассах вчистую проигрывал «McLaren», а уж сорванный пит-стоп (и оторванный заправочный шланг) Массы в Сингапуре, где он был просто обязан выиграть, в принципе можно считать фатальным в его борьбе с Хэмилтоном. Если бы не эта потеря или, к примеру, не отказ мотора к концу, казалось бы, триумфальной гонки в Венгрии, Хэмилтон при обилии собственных ошибок не увидел бы титула как своих ушей.

Как красиво Льюис въехал в «зад» McLaren Райкконена на выезде с пит-стопа Гран-при Канады! Если отвязных стрит­рейсеров в России уже давно называют шумахерами, то влетающих в «зад» впередистоящего офигевших от московских «пробок» водителей вполне можно называть хэмилтонами. Впрочем, за авторство этого маневра с Льюисом может поспорить сам Райкконен — буквально накануне Канады, на Гран-при Монако он въехал в «зад» Глоку.

Канадская ошибка стоила Хэмилтону не только самой гонки в Монреале, но и десяти мест на стартовой решетке во Франции. Еще раньше Льюис уже получал минус пять мест на старте за блокировку соперников в квалификации в Малайзии. И конечно, Хэмилтону можно поставить в упрек отнюдь не чемпионскую гонку в Бразилии. И то, что судьба чемпионского титула в большей степени находилась в руках Кими Райкконена, Фернандо Алонсо, Себастьяна Феттеля и, конечно, Тимо Глока... Можно, но не нужно.

Этот год для новоиспеченного чемпиона мира складывался не настолько фартово, как прошлый. Рассуждая о том, была ли гонка Хэмилтона в Бразилии чемпионской, не стоит забывать, что его очковый багаж недосчитался четырех очков, отобранных судьями в довольно сомнительной ситуации в Бельгии. Тогда Льюиса передвинули с первого места на третье за некорректный срез поворота во время борьбы на трассе. Можно сказать, что именно эти очки Льюис должен был компенсировать в Бразилии, и если бы не решение судей, гонка на Интерлагосе, вполне вероятно, уже не решала бы ничего. И кстати, у Хэмилтона было бы не на одну победу меньше, чем у Массы, а на одну больше… Также было бы большой несправедливостью забыть и те яркие гонки и победы, которые Льюис в этом сезоне одержал. Например, очень непростую гонку в Монако. И конечно, потрясающую победу на родном Гран-при Великобритании в очень сложных условиях проливного дождя! А что же конкуренты нового чемпиона?

«Ferrari» в этом году до последнего не имела возможности определиться с приоритетами. Кими Райкконен неплохо начал сезон — с побед в Малайзии и Испании. К тому же он вышел на старт сезона-2008 в ранге действующего чемпи­она. Однако затем финн вступил в откровенную полосу невезения, и речь шла даже о скором завершении его гоночной карьеры. Общественность заговорила о том, что Райкконен потерял мотивацию. Это вызвало горячий протест его нынешних и бывших коллег. Этот год Кими завершил фразой: «Это просто был не мой сезон!» Он продлил контракт с «Ferrari», а на трассе беззлобно уступал место Массе, когда того требовали интересы команды. Интересно, как распределятся приоритеты «Скудерии» в будущем году? При всей жажде болельщиков интересной борьбы и справедливости с прагматичной точки зрения тактика расстановки приоритетов год за годом доказывает свою эффективность.

В чем этот год стал совершенно особенным, так это в том количестве пилотов и команд, которые имели шансы если не победить, то хотя бы занять место на подиуме. Команды, которые принято относить к классу середнячков, беззастенчиво «топтали» на трассе потенциальных чемпионов, активно путали им карты, побеждали и даже выставляли собственных претендентов на корону. В первую очередь это, конечно, Роберт Кубица, не просто одержавший победу в Канаде, но и довольно стабильно ехавший весь сезон и почти до последнего ходивший в статусе претендента на титул. Не стоит забывать о победах Хейкки Ковалайнена, имеющего под задницей ни много ни мало боевой McLaren, и Себастьяна Феттеля, которого упавшие было духом немецкие поклонники автоспорта прочат на место Шумахера.

И конечно, Фернандо Алонсо, который после провальной первой половины сезона, когда машина сводила на нет все его усилия, неожиданно прибавил к финишу. К финальным гонкам Renault превратилась в машину, которая ехала достаточно быстро и надежно, чтобы на ней можно было куда-нибудь приехать… И при этом недостаточно быстро и надежно, чтобы победившего на ней пилота считать настоящим героем. Победу Алонсо в Сингапуре еще можно было бы посчитать случайной… Однако первое место в Японии, затем четвертое и второе места в Китае и Бразилии, езда фактически на равных с «Ferrari» — все это может стать началом возвращения Фернандо в круг пилотов, борющихся за корону чемпиона мира.

Быть может, благодаря всему этому — обилию лиц, имен, блестящих побед, ужасающих ошибок — этот сезон оказался как никогда живым. Именно такова жизнь: она неидеальна и непредсказуема. В формулической жизни в этом году не было того совершенства, какое было в победах Шумахера и безупречной тактике «Ferrari» тех времен. Зато в этот раз «Формула-1» в лице своих пилотов и команд жила, свершала большие победы, делала большие ошибки, но при этом была Настоящим Спортом. Была спортом действительно целого пелетона, а не двух-трех команд и пары пилотов. Если это произошло частично благодаря работе FIA с правилами — форматом проведения Гран-при и регулированием технической части, честь и хвала чиновникам. Но, безусловно, большая часть этой заслуги — работа команд, и не только в плане подготовки машин, но и в плане открытия новых имен, нового поколения гонщиков. Которое, похоже, растет (не как ожидалось — задолбанно-правильным) по-хорошему наглым.

Короче говоря, в нынешнем сезоне «первая формула» предстала именно в таком виде, в каком она всегда желанна и интересна зрителям. Остается пожалеть только об одном. О том, что выставленную в этом году планку перепрыгнуть (и даже просто воспроизвести) практически невозможно!

&

КУБОК ПИЛОТОВ

1. Льюис Хэмилтон 98
2. Фелипе Масса 97
3. Кими Райкконен 75
4. Роберт Кубица 75
5. Фернандо Алонсо 61
6. Ник Хайдфельд 60

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ

1. «Ferrari» 172
2. «McLaren» 151
3. BMW 135
4. «Renault» 80
5. «Toyota» 56
6. STR 39