Конец эпохи?

Будем ли мы по-прежнему ассоциировать автопром США с компаниями «большой тройки» — «General Motors», «Ford» и «Chrysler»? Или на смену им придут новые герои?

Будем ли мы по-прежнему ассоциировать автопром США с компаниями «большой тройки» — «General Motors», «Ford» и «Chrysler»? Или на смену им придут новые герои?

Вопрос, казалось бы, абсурдный — детройтские мастодонты выносили и не такое. Чего стоили одни лишь годы Великой депрессии, когда автопроизводители уходили в небытие десятками! И среди них были марки не самого последнего разбора. Вроде «Essex», «Franklin» и «Duesenberg». Последняя, кстати, небезосновательно претендует на лавры создателя самых совершенных автомобилей, когда-либо строившихся в этой стране. Своего рода ответ Америки на вызов «Rolls-Royce» и «Bugatti».

Впрочем, теперешний кризис вполне может оказаться для столпов американского автопрома фатальным. Ведь производители встретили его порядком обескровленными, переживая спад продаж и неся колоссальные убытки вот уже несколько лет.

Похоже, хуже всего обстоят дела у «Chrysler». И хотя доказать это с цифрами в руках довольно затруднительно (будучи частной компанией, «Chrysler LLC» не обязана публиковать отчетность), факты говорят сами за себя. По результатам первого полугодия продажи на основном для производителя внутреннем рынке упали на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Еще в феврале руководство объявило о сокращении линейки с 30 до 15 моделей.

И наконец, владелец 80,1% акций автомобилестроителя, инвестиционная компания «Cerberus Capital Management», выкупившая в 2007 году этот пакет у тогдашней «DaimlerChrysler», вовсю ищет для «Chrysler» нового стратегического партнера. Вероятно, им станет «General Motors». Во всяком случае, переговоры о слиянии первого и третьего американских автопроизводителей уже ведутся.

Впрочем, положение самой GM ничуть не лучше. Минувший год корпорация завершила с рекордными убытками в $39 млрд., а за первые шесть месяцев 2008 года они составили $15,5 млрд. Руководство анонсирует закрытие заводов, сокращение рабочих смен, массовые увольнения персонала.

Пожалуй, больше всего шансов дожить до прогнозируемого в 2010 году оздоровления американской экономики у «Ford». Однако и этот автогигант несет серьезные убытки. По итогам полугодия они составили $8,7 млрд. Большая часть активов, включая овальный логотип, уже заложена. И, по мнению аналитиков, компании придется искать дополнительные средства.