Дилерские страдания

Ведь не зря еще летом народ подписывал себе ипотечные приговоры.

Ведь не зря еще летом народ подписывал себе ипотечные приговоры.

На самом деле ситуация уже критическая. Под удар попали все отрасли, среди них — автомобильные дилеры. Почти ни одно представительство не держит у себя консигнационные склады, обязав дилеров покупать автомобили на свои деньги. Партия машин, даже самых дешевых, стоит миллионы. Но покупается не за живые деньги, а под банковскую гарантию. Однако машины — это полдела и половина затрат. Остальные полдела — недвижимость. Шоу-рум, техстанция, склад — все это, как правило, построено на кредитные деньги. И по этим кредитам капают проценты.

Но поскольку возврат не бывает быстрым, дилеры закладывались на долгие сроки и долгие кредиты, а чтобы их потихоньку гасить, перекредитовывались. А теперь, когда в мире кризис, ситуация сводится к тому, что банки потребуют вернуть кредиты. Проще говоря, откажут в перекредитовании. Значит, гасить долг придется прибылью от продаж, то есть деньгами, вырученными благодаря банковской гарантии. Тут дилеру и конец.

Банк вынужден будет требовать свое до упора. Иначе ему самому смерть. Но чисто теоретически он может превратить банковскую гарантию в кредит. Под залог недвижимости. Ведь недвижимость у нас дорогая. Даже сверхдорогая. И благодаря завышенной стоимости в состоянии выдержать еще один кредит. Но, во-первых, это все равно агония. Ведь превратить банковскую гарантию в кредит можно один раз. И то при большом везении и хорошем отношении со стороны банка. А во-вторых, завышенная цена недвижимости может в любой момент упасть до нормального предела. И тогда банк потребует вернуть ему разницу. И никаких залогов уже не хватит, чтобы покрыть долг.

Но наше правительство весьма профессионально помогает банкам не упасть. И, как полагают эксперты, действует очень грамотно. По идее, благодаря такому адекватному подходу к проблеме конец может и не наступить. Ведь если государство помогает банку и гасит его задолженность, то у банка нет нужды требовать срочного возврата денег с клиента. И тогда можно его перекредитовать.

При этом параллельно разворачивается еще один сценарий. Производитель не в состоянии остановить завод. Он все равно должен выпускать автомобили и как-то их продавать. Для этого многие компании уже давно обзавелись собственными банками. Как и полагается, они работают по всему миру, включая нашу страну. Свой банк имеют GM, «Ford», «Nissan», «Peugeot». Их задача — давать дилеру банковскую гарантию и выдавать частным лицам кредиты. И на сегодня эти финансовые учреждения весьма успешно справляются со своей задачей. Поэтому рядовому труженику нашей страны все еще можно взять кредит на покупку автомобиля.

Что дальше? Если народ будет вести себя смирно, у финансовой системы страны есть шанс выкрутиться. Пока россияне еще верят банкам и держат свои деньги на счетах, ситуация критична, но не смертельна. Но если люди кинутся обнулять счета, вот тогда действительно конец, хотя и с другой стороны. По приблизительным подсчетам экспертов, мы припасли на черный день около ста миллиардов долларов. Представляете, что произойдет, если в один момент отобрать их у банков? Никакой господдержки не хватит.

Зато с такими деньгами граждане еще успеют попировать. Наверняка подскочат продажи дорогих и сверхдорогих автомобилей. Ведь деньги надо будет куда-то девать. Не хранить же их в условиях кризиса под подушкой!

Так вымрут ли после всех перетурбаций дилеры? Нет. Падение продаж — лишь стагнация части бизнеса. Остается ремонт, во все времена более прибыльный, чем продажи.