ГИБДД переходит на нанотехнологии

Автоугонщикам впору сушить сухари или переквалифицироваться в домохозяек — по мнению экспертов, скоро им нечем будет заняться.

Как стало известно «МКмобилю» из источников в столичной ГИБДД, в Москве стартовал уникальный проект.

С помощью фонариков с ультрафиолетом автоинспекторы будут выискивать на авто специальные точки-метки, невидимые невооруженным глазом.

Технология гениальна и проста. Небольшой баллончик со специальным бесцветным полимером распыляют по всей машине в 10 000 точек, в том числе и на номерные запчасти, к примеру, на двигатель. В каждой из этих точек зашифрован 14-значный неповторяющийся пин-код. Избавиться от него никак нельзя — специалисты ФСБ из закрытого НИИ криминалистики, проводившие испытания, лепили его даже на взрывчатку: в итоге разлеталось и горело все, кроме этой микроточки размером в одну десятую миллиметра. Уникальный пин вносится в базу данных МВД, и угон машины теряет всякий смысл, поскольку рано или поздно краденое авто или запчасти от него где-нибудь да всплывут и будут арестованы.

По данным ДОБДД МВД РФ, в прошлом году на территории России зарегистрировано свыше 58 000 краж и более 55 000 угонов транспортных средств. Только в Москве за восемь месяцев этого года угнано свыше пяти тысяч авто, больше трех тысяч из них колесят теперь по просторам нашей необъятной родины или продаются на «разборках».

По стране десятками тысяч «гуляют» номерные запчасти-двойники и целые «тачки» с липовыми ПТС — выявлено 38 000 документов с признаками подделки или находящихся в розыске. Почти 23 000 из найденных машин признаны бесхозными, поскольку их «слепили из того, что было», и теперь их невозможно идентифицировать. По оценкам экспертов, преступные группировки, специализирующиеся на автоугонах, зарабатывают в России больше двух миллиардов долларов в год.

В настоящее время в ГАИ Москвы принимаются меры к оснащению подразделений приборами для выявления маркировки, а также решаются вопросы о проверке с использованием федеральной информационной базы ДОБДД МВД. Проявили интерес к новой технологии и заботу о своих клиентах некоторые автодилеры, которые планируют маркировать все новенькие машины, причем не за счет клиента.

Следом за ними озаботились автомаркировкой и российские страховщики: по нашим данным, по их заказу английская фирма «Тэтчем», главный мировой эксперт в области автоугонов и борьбы с ними, подготовила глобальное исследование российского рынка. Вывод англичан однозначен: поголовно «пометив» наш авторынок (цена вопроса — 5200 рублей за авто), страховщики снизят свои выплаты по автоугонам в десятки раз.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

В конце 90-х похожая криминогенная ситуация была и в Австралии. Проблему подняли до национального уровня и решили одним махом — промаркировали и внесли в полицейскую базу данных все авто. Доходы угонщиков сразу же упали в несколько десятков раз, а сами угоны снизились на 90%: продать краденую машину или запчасти от нее оказалось просто невозможно. Следом за австралийцами, которые придумали и запатентовали технологию «ДатаДот» (в русской версии «РАМ-код»), своих «коней» «подковали» голландцы, греки, англичане, китайцы, канадцы и др.