Комтранс на «гражданке»

Пассажирские модификации легкого коммерческого транспорта на наших просторах пока редкость. У зарубежных же автолюбителей модели вроде FIAT Doblo Panorama или Renault Kangoo Passenger пользуются заслуженной популярностью. Одна из последних новинок на этом перспективном направлении — VW Caddy Maxi Life — удлиненная версия хорошо знакомого нам «каблучка».

Предсерийный образец Caddy Maxi немцы продемонстрировали осенью 2007 года, а нынешней весной автомобиль появился в салонах российских дилеров. По сравнению с базовой версией «максимальная» удлинилась почти на полметра (470 мм), при этом колесная база составила внушительные 3002 мм, а задний свес увеличился на 151 мм. Вытянувшийся Caddy окончательно перестал напоминать «каблук» и выглядит настоящим минивэном. Собственно, внешне, да и внутри он мало чем отличается от компактвэна VW Touran.

На фоне роскошного по комтрансовским меркам Caddy Maxi Life скромные Doblo Panorama и Kangoo Passenger выглядят простачками. А минимум отделки и обилие голого металла в салоне лишь подчеркивают утилитарность машин.

Впрочем, «бюджетные» модели редко могут похвастать высоким качеством отделочных материалов. На первый план здесь выходят потребительские характеристики: вместительность, комфорт, экономичность. Наконец, ощущения водителя за рулем.

Пожалуй, комфортней всего в VW, где под нужды водителя подстраиваются и сиденье, и перемещающаяся в обоих направлениях рулевая колонка. Посадка в Doblo высокая, но не слишком удобная: рулевая колонка регулируется только по высоте, а педальный узел ощутимо смещен вправо. «Баранка» Kangoo закреплена намертво, но установлена на некоем среднестатистическом уровне, обеспечивающем вполне приемлемое удобство управления. Благодаря высокой посадке и большой площади остекления жаловаться на недостаток обзорности не приходится. Задняя полусфера хорошо просматривается в крупные зеркала. Правда, у Doblo они могли бы быть и шире. Дискомфорта, связанного с габаритами, не ощущается даже в заметно более длинном по сравнению с конкурентами Caddy Maxi.

Ну а каково пассажирам? Им в салонах наших героев раздолье. Особенно в семиместном Caddy Maxi, где «багажные» места представлены не убирающимися в «подпол» банкетками, а полноценным диваном, на котором без стеснения разместятся не только дети, но и вполне корпулентные взрослые. Для пущего комфорта сиденья второго и третьего рядов имеют регулируемые по углу наклона спинки. Кроме того, салон в изобилии оснащен полочками, ящиками и нишами.

Итальянский и французский «каблуки» третьим рядом кресел похвастать не могут. Однако во втором довольно просторно. Место для ног сохраняется даже за рослым водителем (при росте 186 см автору без проблем удалось разместиться «за собой»). Не слишком «жмет» и «в плечах». А уж о дефиците свободного пространства над головой и вовсе говорить не приходится. Британскому «метрокебу», куда джентльмен садится, не снимая цилиндра, такое и не снилось. Удобство посадки обеспечивают сдвижные двери с довольно широкими проемами. В базовой комплектации всех машин они предлагаются лишь с правой стороны, однако тестовые автомобили имели полный комплект.

Весьма широкие возможности предлагают наши герои и в индустрии грузоперевозок. Что, в общем, и неудивительно — все они классифицируются как грузопассажирские автомобили. Минимальный объем багажного отделения Caddy Maxi составляет 380 л, а максимальный — около четырех кубометров! Добиться столь впечатляющих показателей можно, удалив из салона третий ряд сидений, сложив второй и опустив спинку переднего пассажирского кресла. Схема трансформации довольно проста: чтобы снять тяжелый диван с фиксаторов, достаточно потянуть за две петельки по бокам. Но это требует физической силы, так что лучше позвать помощника.

Не бьют в грязь лицом и конкуренты. Распашные двустворчатые двери обеспечивают удобный доступ в багажный отсек вместимостью почти 3000 л. Разумеется, речь идет о двухместном размещении и загрузке под потолок, для чего в обоих «каблуках» предусмотрены прочные багажные сетки, закрепляемые за передними креслами. Но даже при наличии всех пассажиров «на борту» в багажнике остается достаточно места для крупной поклажи. Полезный объем можно варьировать, полностью или частично (в соотношении 60:40) складывая задние сиденья. Правда, механизм трансформации итальянского салона заставит вас попотеть. Части заднего сиденья здесь складываются в строго определенной последовательности: сначала маленькая «долька», затем большая. При этом за напольным рычагом механизма складывания приходится тянуться из салона в багажник. Зато Doblo выгодно отличается наименьшей погрузочной высотой — 550 мм.

Конечно, ожидать от развозного фургона какого-то особого драйва, отточенной управляемости или выдающихся динамических характеристик было бы опрометчиво. Тем приятнее удивил Caddy Maxi, продемонстрировавший весьма резвый нрав и приличную для такого рода автомобиля управляемость (как и подобает средству коммерческого транспорта с рессорной задней подвеской, груженая машина рулится лучше). Сочетание доброго старого 1,9-литрового 105-сильного турбодизеля и 6-ступенчатой трансмиссии DSG оказалось весьма выигрышным: такой агрегат не разочарует ни в городской толчее, ни на трассе. Вполне приемлем и бензиновый 1,6-литровый 102-сильный мотор, работающий в паре с 5-ступенчатой «механикой».

Очень неплох и Kangoo. Тандем 1,4-литрового 75-сильного мотора и 5-ступенчатой механической трансмиссии (единственный силовой агрегат, доступный российскому покупателю) оказался очень органичным. Благодаря похвально живой реакции на акселератор и удачно подобранным передаточным числам в коробке грузопассажирский Renault уверенно разгоняется на первых трех передачах, позволяя без напряжения держаться в городском потоке. Правда, на трассе слабый моторчик «скисает», заставляя переключаться вниз для обгона или на затяжном подъеме. К тому же высокий кузов с далекими от идеала аэродинамическими показателями ощутимо реагирует на порывы бокового ветра.

Все сказанное о французском «каблуке» справедливо и для Doblo (1,4 л, 77 л.с. в сочетании с МКП-5). Автомобиль обладает неплохой разгонной динамикой, но сильно «парусит» и нервно реагирует на колейность дорожного покрытия, вызывая желание перемещаться в пространстве с меньшей скоростью и большим достоинством.

Впрочем, для транспортного обеспечения мелкооптовой торговли и семейных поездок на дачу по выходным, а именно такими представляются основные задачи наших героев, выдающиеся динамические характеристики и не требуются.

Довольно энергоемкая подвеска обеспечивает неплохую плавность хода, а приличный дорожный просвет и защита жизненно важных центров под днищем автомобиля (составляющая российского пакета у Renault) позволяют без особого риска штурмовать бордюры в городе или разбитые проселки.

Казалось бы, наши грузопассажирские герои близки к идеалу. Однако ни Doblo, ни Kangoo отнюдь не возглавляют хит-парад российского авторынка (хотя в своем сегменте «итальянец» числится в лидерах продаж). Ведь иметь «каблук» в качестве единственной машины по отечественным меркам не очень-то престижно, а для «рабочей лошадки» они дороговаты. «Пустой», как бубен шамана, Renault стоит 447 150 рублей, а за базовую версию FIAT в аналогичной комплектации просят лишь на 150 рублей меньше. Топ-версии Doblo и Kangoo, оснащенные всем возможным дополнительным оборудованием, обойдутся в 517 000 и 602 050 рублей соответственно.

Еще более туманным видится будущее Caddy Maxi. С одной стороны, будучи коммерческим автомобилем, он несколько дешевле обычных семиместных «вэнов». К примеру, если за базовый Caddy Maxi Life просят около 750 000 рублей, то Ford Galaxy стоит от 777 700 рублей. С другой стороны, уже упомянутый VW Touran (даже с учетом опционных «багажных» посадочных мест) облегчит ваш кошелек на меньшую сумму. К тому же настоящие минивэны все же комфортабельней.