«Желтая угроза» миновала?

Отечественный автопроизводитель может спать спокойно и на какое-то время перестать бояться оккупации российского автомобильного рынка китайскими автомобилями.

Вспомним, как все начиналось. Первые автомобили китайского производства официально были проданы в России в 2004 году. Первопроходцем стала марка «Tianye» с пикапом Admiral, который в том году разошелся в количестве всего лишь 260 машин. В следующие несколько лет количество китайских марок и объемы их реализации в нашей стране неуклонно росли. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2005 году продажи автомобилей из Поднебесной составили 6733 штуки, а их доля на российском рынке иномарок превысила 1%. Уже в 2006 году их реализация выросла более чем в три раза — почти до 23 000 единиц, что позволило авто из Поднебесной занять 2,3% на рынке иномарок.

А в прошлом году китайская экспансия на авторынок России получила новые масштабы. Количество брендов достигло 14, и за 12 месяцев было продано порядка 57 000 автомобилей производства КНР, что составило 3,5% от общего объема реализации иномарок. Показательно, что все (за редким исключением) китайские марки увеличили свои продажи, причем в большинстве случаев на двузначные величины. А вот текущий год стал переломным для китайских автопроизводителей в России. По итогам первого полугодия в нашей стране продано около 25 000 машин из Поднебесной, а их доля на рынке иномарок сократилась до уровня 2006 года и составила 2,4%. По самым оптимистичным прогнозам, всего до конца года будет реализовано не более 50 000 автомобилей производства КНР. И, таким образом, в этом году китайские бренды впервые покажут отрицательную динамику на российском рынке.

Знаковым событием стало спровоцированное российскими властями прекращение в апреле сборки автомобилей Chery на предприятии «Автотор», после чего самый популярный в нашей стране китайский бренд уже по итогам первых шести месяцев снизил продажи на 47%. Кроме того, с введением экологического стандарта «Евро-3» мелкие компании, такие как «Changfeng» и «Tianye», прекратили поставки своих машин в нашу страну. Однако основным препятствием для китайских автомобилей стало внедрение более жестких правил сертификации, которые лишают шансов большинство автопроизводителей из Поднебесной на получение так называемого одобрения типа транспортного средства (ОТТС).

А недавнее постановление правительства повысить ставку ввозной таможенной пошлины на готовые кузова в размере 15% таможенной стоимости (но не менее 5000 евро за одну штуку) делает сборку китайских автомобилей в России абсолютно невыгодной. В итоге уже в этом месяце прекратится сборка китайских автомобилей марки «Geely» на новоуральском заводе «Автомобили и заводы Урала» (АМУР). «С ноября мы не будем производить китайские автомобили по той схеме, по какой производили. Мы прорабатываем вопрос локализации производства, с тем чтобы кузова изготавливать на территории России и не быть связанными с завозом окрашенных кузовов по такой стоимости.

Мы рассчитываем, что производство будем создавать у себя», — заявил в одном из интервью административный директор АМУРа Григорий Вайнштейн.