ДОКАТИЛИСЬ?

Вот бы узнать: сколько времени потребуется российскому рынку иномарок, чтобы сменить господствовавший годами положительный тренд на отрицательный? События последних месяцев показывают: ждать этого переломного момента осталось недолго. Не исключено, что рынок выйдет в минус уже по результатам ноября.

В сущности, все к тому и шло. Насколько позволяют проследить события собственная неверная память и ежемесячные отчеты, найденные в архивах организации, известной как «Ассоциация европейского бизнеса» (AEB), лебединая песня рынка прозвучала еще два года назад. Подводя итоги деятельности дилеров за 2006 год, AEB констатировала 65-процентный рост. На фоне 2005-го, когда годовая прибавка составила 49%, этот показатель внушал оправданный оптимизм. Однако уже в минувшем году темп продаж стал потихоньку замедляться. Совместными усилиями дилерам всех подотчетных AEB марок удалось поднять сбыт лишь на 61%.

Стабилизация с некоторым откатом, в общем, вопросов не вызывала. Вопреки бодрым заверениям придворных экономистов и политологов, твердивших о непрерывном росте покупательской способности населения, собственные возможности оно давно исчерпало. А впечатляющим подъемом авторынка мы, по сути, обязаны интенсивному развитию потребительского кредитования. По некоторым оценкам, еще в начале года в кредит приобреталось до половины всех проданных по стране машин. Соответственно новый импульс рынку мог дать лишь качественный скачок в сфере ссудного бизнеса. И прежде всего — расширение целевого автокредитования силами «карманных» банков автомобилестроителей. Некоторые концерны, кстати, успели предпринять ряд шагов в этом направлении. Однако полноценное становление прямого кредитования покупателей иномарок тормозило несовершенство отечественного законодательства.

Ну а потом случилось то, что случилось. Если в первом полугодии рынок ежемесячно демонстрировал примерно 40-процентный рост (в последний раз эта цифра фиксировалась в июле), то в августе-сентябре темпы сократились практически вдвое. А последний, октябрьский отчет AEB и вовсе свидетельствует о более чем скромной прибавке — 9%. В октябре падение продаж зафиксировано у 20 брендов из 45. Причем список «лузеров» из месяца в месяц пополняется. Правда, по итогам 10 месяцев отрицательную динамику показывают лишь 6 марок. Но, как говорится, лиха беда начало…