1200

Электрическая заря

Поделиться

Уходящий год неожиданно стал этапным для мирового автопрома: вспыхнули первые яркие лучи новой эры — эры электромобилей. Именно на них возлагают надежды мировые производители авто, планируя выход из кризисов — экономического и экологического.

Еще год назад мало кто обратил внимание на то, что норвежская фирма «Think» возобновила выпуск компактного, хорошо продуманного, комфортного городского электромобиля (ЭМ) City. Но он оказался лишь предвестником большой «электрической игры», затеянной автогигантами GM, «Daimler», «Renault-Nissan», «Volvo», «Toyota» и «Mitsubishi».

На минувшем Парижском автосалоне было представлено уже более десятка прототипов авто на электрическом ходу от ведущих брендов и названы сроки их запуска в серийное производство.

Резкий крен в сторону ЭМ, наметившийся в мировом автопроме, как считают эксперты, — хорошая новость. Во-первых, этот путь открывает реальную возможность выйти на «нулевой» выхлоп С02 и токсичных веществ. Во-вторых, электромобили позволят реструктурировать автомобильную промышленность и вывести ее на передовые рубежи, предложив покупателю новый продукт с потребительскими качествами, от которых трудно отказаться.

И практически все мировые автопроизводители уже сверстали планы по меньшей мере мелкосерийного производства электромобилей. GM планирует серийный выпуск модели Volt, который можно подзаряжать от розетки, на 2010 год. «Chrysler» обещает к этому сроку вывести на рынок три своих ЭМ. Даже китайская BYD намерена через год представить свой электромобиль. «Mitsubishi» уже будущим летом выведет на японский рынок четырехместный городской компакт iMiEV по цене $25 000. В 2011 году модель появится в продаже в США и Европе. У «Nissan» более масштабные планы.

Его четырехместный ЭМ будет предложен клиентам в лизинг в Японии и США в 2010 году, а два года спустя пойдет в серию. «Renault-Nissan» планирует выпускать десятки тысяч ЭМ год. Пилотная программа (20 000 авто) стартует в Израиле в 2011 году. Затем такие же масштабные тестовые программы будут проведены в Португалии, Дании и в американском штате Теннесси. Цена электромобиля от «Nissan» не называется, но указывается, что ее треть — стоимость литий-ионной батареи. «Subaru» показала в Париже 4-местный Stella Concept, батарея которого полностью заряжается от розетки. Первые 200 таких машин появятся в продаже в будущем году.

В Европе объявили о серьезных намерениях производить электромобили такие компании, как «Pininfarina», «Karmann», «Valmet» и «Heuliez». Первая из них сообщила, что готова выпускать по 15 000 ЭМ в год — начиная с четвертого квартала будущего года. Она разрабатывает совместно c фирмой «Bollore» платформу хетчбэка премиум-класса для «Mitsubishi», «Ford» и «Alfa Romeo». «Karmann» уже выпускает легкий коммерческий электромобиль EcoCarrier для немецкой фирмы «EcoCraft» и планирует организовать производство 15 000 ЭМ такого же типа Quicc DiVa для голландской компании «DuraCar». Финская «Valmet» сделает к 2010 году люксовый ЭМ-седан Karma для известной американской фирмы «Fisker», а к 2012 году поставит на электрический ход Porsche Boxter и Cayman. «Heuliez» намерена подготовить три модели ЭМ. На Женевском автосалоне 2009 года фирма покажет Friendly — 3-местный вэн для одного из французских муниципалитетов. Второй ЭМ — сельский пикап. Третий — пятидверный хетчбэк Will, построенный на базе Suzuki Splash, создается в рамках французской правительственной программы продвижения электромобилей. Will интересен тем, что в нем будет использована новейшая система «Michelin» «активное колесо» — в колесо вмонтированы электромотор, электрические тормоза, поворотное устройство и элементы подвески. Стоит отметить, что «Heuliez» еще в 90-х годах выпустила 6400 электромобилей для «PSA/Peugeot-Citroёn».

Однако, отмечают эксперты, начавшийся электромобильный бум потребует от автопроизводителей, вознамерившихся существенно увеличить выпуск гибридов и ЭМ к 2011 году, разработать и освоить новую бизнес-модель. В ее рамках постепенно начнут исчезать привычные АЗС, а электроэнергию для «заправки» ЭМ должны будут поставлять коммунальные энергетические предприятия. Не говоря уж о том, что сегодня самое узкое место для массового внедрения гибридов и электрических транспортных средств — производство ионно-литиевых батарей. А их потребуется на порядок больше, причем для наладки их выпуска в таком объеме нужны годы.

Другими словами, эра электромобилей потребует существенной перестройки энерго­снабжения и его инфраструктуры. «Нам нужно подготовиться к коренной перестройке автопромышленности. Финансовые решения будут критическими для электрификации автотранспорта», — признается Томас Вебер, отвечающий за развитие «Daimler». «ЭМ требуют совершенно новой бизнес-модели. Электрификация автотранспорта — не просто техническая битва, а дорогостоящее развитие», — вторит ему Патрик Пелата, главный исполнительный менеджер «Renault».

Но дело подготовки инфраструктуры для электрических авто уже сдвинулось с места. Германская энергетическая компания RWE запустит в 2009 году в Берлине пилотный проект, в рамках которого 100 электрических Smart смогут заряжаться на 500 общественных зарядных станциях. В 2010 году ими смогут воспользоваться владельцы электрифицированных мини VW Up. Подобные проекты разработаны в Португалии и Японии. Французская энергетическая компания EDF ведет совместную проработку новой инфраструктуры с «PSA/Peugeot-Citroёn», «Renault» и «Toyota» разрабатывают проекты общественных электрозарядных станций.

Упоминавшийся выше Томас Вебер подчеркивает, что автопроизводители не собираются заниматься вопросами электрозарядки, энергетические компании сами на основе конкуренции должны предложить потребителю лучшие цены и наиболее удобные для него способы зарядки ЭМ. Возникает вопрос и о стандартизации подсоединяющих штекеров, системы оплаты, особых тарифов на электроэнергию для ЭМ. В конце концов, замечает Томас Вебер, владельцы ЭМ должны будут привыкнуть к тому, что автомобиль каждый вечер нужно будет ставить на зарядку — как мобильный телефон.

&

ПО МНЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ крупных компаний, гибриды и электромобили в течение ближайших десяти лет займут 20–25% автомобильного парка, при этом лидерами в их производстве станут Япония и Европа, в меньшей степени электрификация автотранспорта коснется США. Доля ЭМ будет особенно велика в сегменте компактных и среднеразмерных городских авто. Их популярность будет напрямую зависеть от того, насколько высокими окажутся цены на бензин, станут ли законодательно введенные нормы выхлопа токсичных веществ еще более жесткими и насколько существенными окажутся налоговые льготы для владельцев электрических транспортных средств.

Mitsubishi iMiEV Sport — «горячая» версия 4-местного электромобиля с разовым пробегом 160 км в смешанном цикле и 120 км — в городском. Зарядка батареи — 30 минут.

Subaru Stella — электромобиль с разовымпробегом 80 км, зарядка легкой литий-ионные батареи — 8 часов. 200 тестовых машин выйдут на улицы японских городов в будущем году.

Каrmann Quicc DiVa — компактный электроминивэн, разработанный для коммерчесской фирмы. Планируемый «тираж» — 15 000 в год.

Renault Z.E. — звезда Парижского автосалона, построенный на базе модели Kangoo, — пойдет в серию в 2012 году в двух версиях — пасажирской и грузовой.

Nissan Nuvu — концептуальный трехместный компактный электромобиль длинной всего 3 м — также дебютировал нынешней осенью на Парижском автосалоне.

Toyota E-com  — городской электроминикар, проходит испытания с 1999 г. Начало мелкосерийного производства запланировано на 2010 г.

Сhevrolet Volt скорее электромобиль, чем гибрид, т.к. маленький ДВС предназначен только для увеличения пробега вне зарядных станций. Для подзарядки требуется 8 часов.

Nice MEGA City — электромобиль, построенный на базе французского квадроцикла, уже в продаже по цене 14 470 евро. Разовый пробег — 100 км, максимальная скорость — 65 км/ч.

Tesla Roadster — спортивный электромобиль, постоенный на базе Lotus Elise, продается по цене 80 000 евро в США и Европе. Разовый пробег — 355 км, максимальная скорость — 202 км/ч.

Электроверсия известной модели Smart For Two уже проходит испытания в Лондоне и Берлине. Пятизначная цифра производства обещана «Daimler» на 2011–2012 годы.