Сейчас или никогда

Модели, о которых пойдет сегодня речь, — Opel Astra, Renault Megane и Skoda Octavia, — хотя и не числятся в десятке бестселлеров российского рынка, все же пользуются у отечественных автолюбителей заслуженной популярностью. А чешская машина ныне заслуживает особого внимания, ведь канун дебюта обновленной версии — лучшее время для распродажи стока.

Подробно останавливаться на описании внешности наших героев смысла не имеет. Все три машины давно успели примелькаться на дорогах. Да и редакционный фотограф зря, что ли, старался? Отметим лишь, что французский автомобиль, особенно в кузове хетчбэк, выглядит, на наш взгляд, гораздо интересней немецкого, а уж тем более чешского.

Зато оценивая внутреннее убранство соперников с точки зрения дизайна, первенство, пожалуй, следует отдать высокохудожественному в своей простоте и строгости творению «Opel» (французский интерьер по эмоциональной насыщенности все же проигрывает экстерьеру, а чешская машина, на взгляд автора, дизайнерскими изысками вообще не блещет). Салон Astra с филигранными линиями передней панели и выразительной центральной консолью, богато декорированной кнопочками и верньерами, действительно способен произвести впечатление.

Словно поддерживая стереотипное представление о легкомысленных французах, интерьер Megane выдержан в светлых (серых и бежевых) тонах. Но тут же (опровергая это или подтверждая другое, не менее распространенное клише) — скупые строгие линии, плоские поверхности. Кстати, практически все кнопки, да и сама центральная консоль выполнены в виде стилизованной замочной скважины. Такой вот стилеобразующий элемент.

О том, что ты за рулем Skoda, а не Volkswagen, напоминает лишь фирменный логотип на этом самом руле. Все остальное — и дизайн, и отделочные материалы, и качество исполнения — как у «старшего брата». Блок управления климат-контролем (водитель и передний пассажир могут устанавливать температуру независимо друг от друга) и аудиосистема с крупным жидкокристаллическим дисплеем словно перекочевали сюда с центральной консоли VW Golf.

В целом водительские места наших героев организованы довольно удачно. На недостаточный простор в регулировках рулевой колонки (по наклону и по вылету) и сиденья пожалуются лишь люди, предпочитающие управлять машиной полулежа. Остальные — даже с ростом и комплекцией, далекими от среднестатистических, — подберут удобную посадку без особых проблем. А усевшись должным образом, вряд ли станут высказывать претензии к досягаемости органов управления. Профиль и жесткость кресел очень хороши — не устаешь ни в дальней дороге, ни в толкотне по «пробкам».

Не отказывают наши герои в комфорте и пассажирам. Троим взрослым будет, конечно, тесновато, однако вдвоем — без проблем и с удобствами. Пространства на задних сиденьях Megane как-то даже неприлично много. Но хватает его и в Astra (причем даже в 3-дверной версии), и в Octavia: места для ног и над головой в большинстве случаев в избытке. А вот по удобству посадки-высадки Opel с узковатыми задними дверьми соперникам все же проигрывает. По грузовместимости лидирует в нашем трио Skoda.

В зависимости от типа кузова и числа пассажиров объем багажного отделения Octavia составляет 560–1620 л. У Astra и Megane цифры поскромнее: 340–1590 и 330–1600 л соответственно.

Переходя к динамической части теста, освежим в памяти набор силовых агрегатов. Для Skoda Octavia предлагается весьма широкая линейка двигателей, включающая пять бензиновых моторов мощностью 80–160 л.с. и два турбодизеля (105 и 140 л.с.). Кроме того, в гамме Octavia имеется «заряженная» модификация RS (бензиновый 2.0 TFSI мощностью 200 л.с.), а также две полноприводные версии: универсал Combi 4x4 (2.0 FSI или 1.9 TDI) и созданный на его базе кроссовер Scout (2.0 FSI или 2.0 TDI) с увеличенными клиренсом и внедорожным обвесом.

В зависимости от двигателя Octavia оснащается 5-ступенчатой (1.4 MPI, 1.6 MPI, 1.6 FSI, 1.9 TDI) или 6-ступенчатой (1.8 TSI и 2.0 FSI) МКП, а также АКП (1.6 MPI, 1.6 FSI, 2.0 FSI). Для моделей с дизелями опционно предлагается трансмиссия DSG, обеспечивающая мягкое переключение передач без потери мощности, превосходную динамику разгона, а также низкий расход топлива в экономичном режиме движения.

Линейка силовых агрегатов Astra также насчитывает семь вариантов двигателей. В гамме — пять бензиновых версий объемом 1,4–2,0 л и мощностью 90–240 л.с. и пара 1,9-литровых турбодизелей, развивающих в зависимости от настроек 120 или 150 л.с. Довольно широк выбор трансмиссии: предлагаются 5- или 6-ступенчатые механические коробки передач, 5-ступенчатый «робот» либо АКП-4.

Клиентам Megane предлагают на выбор 1,6-литровый 115-сильный и 2-литровый 136-сильный двигатели. В гамме трансмиссий — 5- и 6-ступенчатые МКП и АКП-4.

Пожалуй, наиболее подходящим для Octavia можно считать тандем 1,8-литрового TSI и МКП-6. Агрегат отличается отменной эластичностью: передачи довольно «длинные», скажем, на третьей можно спокойно передвигаться в потоке (как на «автомате»), варьируя скорость от 20 до 120 км/ч. Ну а возникнет желание «пошустрить» — переключайтесь почаще, благо орудовать четким короткоходным рычагом КП — одно удовольствие. На трассе очень к месту оказывается шестая передача, позволяющая существенно экономить топливо. Рулевое управление Octavia настроено весьма удачно. Да и в целом машина кажется довольно собранной и жесткой. А некоторый недостаток плавности хода с лихвой компенсируется устойчивостью в напряженных поворотах.

Не ударяет лицом в грязь и Astra (в этом тесте участвовала 1,9-литровая дизельная версия с МКП-6). Благодаря внушительному крутящему моменту, доступному практически с самых «низов», и грамотно подобранным числам в коробке автомобиль демонстрирует отличную разгонную динамику. Передачи переключаются легко и четко. Вообще Astra ведет себя на дороге просто, понятно и предсказуемо. Великолепно держит скоростную прямую, не пасует в поворотах: в меру «острый» и «короткий» (2,7 оборота от упора до упора), но «прозрачный» руль с электрогидравлическим усилителем гарантирует водителю постоянную обратную связь с автомобилем. Правда, за хорошую управляемость приходится платить: конечно, Astra — не «табуретка», но подвеска все же жестковата.

Уступая многим конкурентам, 2-литровый мотор Renault развивает всего 136 л.с., однако Megane демонстрирует вполне приемлемые для среднестатистического автомобиля гольф-класса динамические характеристики. Передачи в 6-ступенчатой механической коробке подобраны в расчете на спокойную экономичную езду.

Впрочем, Megane — все же не спорткупе, а рядовой (пусть и с весьма яркой внешностью) хетчбэк гольф-класса. Лишнее тому подтверждение — великолепная плавность хода. Довольно энергоемкая подвеска исправно «глотает» большинство кочек и ухабов, однако склонна к заметным кренам на виражах. Руль, особенно на небольших скоростях, «пустоват». Прямую Megane держит вполне прилично, но в напряженных поворотах связь с машиной уходит.

При сопоставимых технических характеристиках и ходовых качествах участников теста решающим фактором в выборе, пожалуй, будет цена.

Самым доступным в нашем трио следует признать Opel Astra. В базовой комплектации Essentia хетчбэк с двигателем 1,4 л стоит 457 900 рублей. Наиболее дорогой из «гражданских» версий — довольно хорошо оборудованный автомобиль в исполнении Cosmo с 2-литровым турбомотором по цене 734 500 рублей.

Хетчбэки Renault Megane стоят заметно дороже — от 542 800 рублей. Во столько оценивается машина в начальной комплектации Authentique (1.6, МКП-5). За автомобиль в топ-версии Privilege (2.0, АКП) с вас попросят от 745 500 рублей.

Уступающая место на рынке обновленной модели Skoda Octavia предлагается по цене от 499 000 рублей за «пустую» версию Classic с 1,4-литровым моторчиком. Что же касается максимально укомплектованной машины в исполнении L&K и 2-литровым дизелем вкупе с коробкой DSG, то за нее дилеры просят от 969 000 рублей.

КРАШ-ТЕСТ OPEL ASTRA

В серии краш-тестов ассоциации EuroNCAP хетчбэк Opel Astra заработал 5-звездный рейтинг, получив 34 балла. В имитации фронтального столкновения автомобиль удостоился 14 очков. Эксперты отметили превышение давления ремней и подушки безопасности на грудь водителя, что может привести к травмам. За боковой удар Astra получила 16 баллов, и тут обошлось без замечаний. Не менее высоко оценена безопасность находящихся в салоне детей (4 звезды из 5), однако за «лояльность» к пешеходам хетчбэк получил лишь 3 очка.

КРАШ-ТЕСТ RENAULT MEGANE

Эксперты ассоциации EuroNCAP присудили Renault Megane максимальные 5 звезд еще в 2002 году. Автомобиль заработал 33 балла, 14 из которых пришлись на фронтальный удар и 16 — на боковой. Специалисты отметили весьма слаженную работу подушек и ремней, обеспечивающую высокий уровень безопасности для всех пассажиров. «Детский» тест в то время в обязательной программе отсутствовал, так что испытания проводились лишь на безопасность пешеходов, по результатам которых Megane заработал 11 баллов (2 звезды из 4).

КРАШ-ТЕСТ SKODA OCTAVIA

В отличие от Fabia и Superb, испытанных экспертами EuroNCAP в 2007–2008 годах, Skoda Octavia в тестах этой уважаемой ассоциации пока участия не принимала. Тем не менее есть все основания предполагать довольно высокую степень безопасности этого автомобиля. Уже в базовой комплектации водителя и пассажира защищают фронтальные подушки, а в арсенале средств активной безопасности присутствует ABS. За доплату можно оснастить машину системой поддержания курсовой устойчивости (ESP). Для малолетних пассажиров предусмотрены крепления детских кресел Isofix.

Opel Astra

+ Неплохое соотношение цены и качества, широкий выбор вариантов исполнения.

- Небогатое базовое оснащение, неудобные подрулевые переключатели.

Renault Megane

+ Яркий дизайн, приличное качество сборки, отменный ездовой и акустический комфорт.

- Относительно небогатый выбор силовых агрегатов, неудобный «ручник».

Skoda Octavia

+ Широкий выбор силовых агрегатов, просторный салон, вместительный багажник.

- Безликий дизайн, неинформативная педаль сцепления, довольно высокая цена.