Выйти из сумрака

Эта тема выносилась на первые полосы газет, обсуждалась с телевизионного экрана и всячески муссировалась во всевозможных интернет-изданиях.

Эта тема выносилась на первые полосы газет, обсуждалась с телевизионного экрана и всячески муссировалась во всевозможных интернет-изданиях.

С чего вдруг такой переполох, совершенно непонятно. Достаточно вспомнить, что физические лица НДС вообще не платят, это прерогатива только юридических лиц. Да и то последние от этой святой обязанности изо всех сил стараются уклониться. Уж в чем в чем, а в изворотливости ума нашим бизнесменам отказать нельзя, особенно когда речь идет о том, как не платить. Даже отдельно взятый индивидуум готов проявлять чудеса изобретательности в этой области: тут и езда в общественном транспорте по бабушкиному проездному, и переклеивание более дешевых ценников при покупках в супермаркете. А уж когда несколько индивидуумов собираются под крышей какого-нибудь ООО, особенно в бухгалтерии, то креативностью мышления они легко заткнут за пояс любое крупное рекламное агентство.

Сейчас процесс приемки у клиента подержанного автомобиля в качестве частичной оплаты при покупке новой машины обставлен следующим образом. По документам дилер машину у клиента не покупает, а всего лишь берется реализовать ее за комиссионное вознаграждение. Составляется договор приема машины на комиссию, и с юридической точки зрения, даже уехав из салона дилера на другом, новеньком автомобиле, человек фактически по-прежнему является собственником старой машины. То есть гипотетически он в любой момент может вернуться в автосалон и заявить, что передумал продавать «старушку» — она ему дорога как память, а потому верните-ка мне мой автомобиль обратно.

Но в бухгалтерии продавцов автомобилей тоже не дураки сидят. И чтобы уберечь себя от подобного рода юридически подкованных граждан, с клиентом составляется сразу два договора: о приеме на комиссию и купли-продажи. Вот только последний кладется в укромное место и в отчетности продавца автомобилей перед строгим оком налоговой инспекции не фигурирует. Теоретически юридически подкованный и особо сволочной клиент может сообщить об этом в фискальные органы, инициировав тем самым очередную внеплановую проверку. Но это надо человека довести до крайней степени озлобленности! Тем более что в подобной ситуации клиент и сам уязвим: поскольку формально его машина принята автосалоном на комиссию, то до момента ее реализации человек остается должен продавцу некую сумму денег — ту, в какую оценили его старый автомобиль. Теперь, когда президент подпишет указ об отмене взимания НДС при продаже подержанных машин, дилеры начнут платить его не со всей суммы, а лишь с разницы между ценой покупки машины у клиента и стоимостью ее реализации. Новых поступлений в казну это не даст, лишь позволит продавцам выглядеть «белыми и пушистыми» перед налоговой инспекцией. При нынешней ситуации с продажами автомобилей на российском рынке дилеры этого просто не заметят — у них есть сейчас заботы гораздо более важные.

А как не заплатить лишнего родному государству, они и так знают. Если «прижмет», придумают и новые способы.

&

СИСТЕМА ПРИЕМА СТАРОГО автомобиля в качестве уплаты части стоимости при покупке нового называется trade-in. С английского так и переводится — «отдавать что-либо в уплату». Подобная схема появилась в США на заре расцвета автомобилизма, в самом начале XX века. Сейчас на Западе с использованием схемы trade-in продается примерно 20–25% автомобилей.