Стратегия и двухтактика

В мире мототехники считается уже общим местом идея, что двухтактные моторы доживают свои последние деньки. Жесткие нормы по выхлопу заставили почти всех производителей отказаться от разработок новых «двухтактников» и сконцентрироваться на четырехтактных двигателях. Правда, кое-кто против течения все-таки пошел. К сезону 2009 года канадская компания BRP («Bombardier Recreational Products») подготовила снегоход с новейшим двухтактным мотором Rotax 600 H.O Е-ТEC.

В мире мототехники считается уже общим местом идея, что двухтактные моторы доживают свои последние деньки. Жесткие нормы по выхлопу заставили почти всех производителей отказаться от разработок новых «двухтактников» и сконцентрироваться на четырехтактных двигателях. Правда, кое-кто против течения все-таки пошел. К сезону 2009 года канадская компания BRP («Bombardier Recreational Products») подготовила снегоход с новейшим двухтактным мотором Rotax 600 H.O Е-ТEC.

Плюсы и минусы двухтактных моторов всем хорошо известны. Они легкие, неприхотливые (меньше деталей — выше надежность), мощные и высокопроизводительные. Даже самые технически «продвинутые» четырехтактные двигатели уступают «двухтактникам» в показателе удельной мощности на килограмм собственного веса. Из минусов «двухтактников» можно назвать малую экономичность. Из-за отсутствия как таковой системы газораспределения часть топлива в прямом смысле вылетает в трубу. По этой причине данные моторы считаются безнадежно неэкологичными и банально вонючими. Как утверждают представители BRP, их новый Rotax 600 H.O Е-TEC от вышеозначенных «болезней» полностью вылечен технологией Е-TEC.

Двухцилиндровый Rotax 600 H.O Е-ТEC рабочим объемом 594,4 «кубика» создавался не с чистого листа. На протяжении последних пяти лет дочерним подразделением BRP «Evinrude» выпускаются двухтактные подвесные лодочные моторы, в которых задействована технология Е-ТEC. Кстати говоря, Агентство по защите окружающей среды США признало двигатели Evinrude самыми экологически чистыми среди лодочных «двухтактников», за что BRP получила награду «Clean Air Technology Excellence Award». Долгое время инженерам не удавалось адаптировать прижившуюся в подвесных моторах технологию Е-ТEC к условиям эксплуатации снегоходов. И вот случилось: на базе своего мотора Rotax 600 H.O SDI, хорошо себя зарекомендовавшего на многих моделях снегоходов, канадцы создали принципиально новую силовую установку Rotax 600 H.O Е-ТEC. Что же она из себя представляет?

Основной элемент Е-ТEC — регулируемый бортовым компьютером (более 8 млн. операций в секунду) прямой впрыск топлива в цилиндры. Гомогенная смесь по команде электронного «мозга» подается в камеру сгорания в жесткой привязке к количеству оборотов двигателя. Не больше и не меньше и максимально точно по времени. Топливо в цилиндрах сгорает полностью, не успевая рассеяться. В итоге меньше вредных выбросов в атмосферу по сравнению с «донором» Rotax 600 H.O SDI. Мотор 600 H.O Е-TEC экономичней предшественника на 15%: средний расход на 100 км пробега составляет 11,2 литра бензина. Второй элемент Е-ТEC — оригинальная система смазки. Алгоритм ее работы схож с электронной системой впрыска топлива. При помощи насоса управляемым компьютером по четырем раздельным каналам масло подается на две точки в зоне картера и на два выпускных клапана. Электроника максимально точно руководит работой насоса. Ни один грамм масла не расходуется попусту.

В моторе Rotax 600 H.O Е-ТEC присутствует еще масса интересных технических моментов. Например, электронная плата бортового компьютера и пьезофорсунки впрыска охлаждаются при помощи… бензина. На свечи с платиновыми наконечниками производитель дает трехлетнюю гарантию (или 10 тыс. км пробега). Впервые в снегоходной индустрии для проведения процедуры консервации двигателя достаточно лишь нажать одну кнопку. При помощи насоса цилиндры автоматически покрываются маслом — и машина готова к длительному хранению.

Когда я запрыгивал на тестовый снегоход Ski-Doo MXZ TNT, то к надписи на пластиковом «клюве» «Rotax 600 H.O Е-ТEC» отнесся со здоровым скептицизмом: уж больно неправдоподобными показались почерпнутые из пресс-релиза откровения по поводу этого двигателя. Хотя, надо признать, двигатель работал атипично тихо для «двухтакт­ника» и не портил окружающий воздух характерным зловонием. Внешне Ski-Doo MXZ TNT 2009 года ничем не отличается от модели предыдущего года. Аппарат базируется на сверхлегкой платформе REV-XP, дизайн экстерьера — в стиле самолета-«невидимки» «Стелс». По официальным данным, мощность «силовой» составляет 115 «лошадок», общая масса MXZ TNT — 188 кг: соотношение, пожалуй, одно из лучших в классе.

Отклик мотора на резкое нажатие на «гашетку» практически мгновенный. Высокий руль и не сковывающая движений пилота посадка сразу дают понять: этому «снежику» прописан активный драйв. Большие ходы подвесок (кстати, регулируемые), малый вес, великолепная управляемость, динамичный мотор: складываем, интенсивно взбалтываем на разбитой трассе и в результате получаем адский коктейль под названием «сноукросс». Разбитая трасса — стихия MXZ TNT. Снегоход хорошо сбалансирован. Даже неопытный райдер на ухабах не будет себя чувствовать овощем в кузове трактора. Техника не пытается войти в противоречие с пилотом — она ему помогает, а в некоторых случаях даже спасает. В крутых виражах снегоход не пытается сразу сбросить седока, а всячески старается «заправиться» в поворот.

Помимо MXZ TNT двигатель Rotax 600 H.O Е-ТEC будут устанавливать на девять моделей снегоходов под маркой Ski-Doo из семейств MX Z, Summit, GSX и GTX. Также в 2009 году технология Е-ТEC придет в модельное семейство снегоходов Lynx. Разговоры о смерти «двухтакт­ников» были сильно преувеличены. Живы курилки и еще дадут всем прикурить!